Арт-Рисунок

Георгиевская лента

Художник живописец, график, гравёр, скульптор, архитектор.



Попов Александр Андреевич

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Александр Андреевич Попов, художник педагог

Александр Андреевич Попов (15.02.1852 — 05.08.1919), выдающийся художник и талантливый педагог, академик Императорской академии художеств. Родился в селе Георгиевское Рыбинского уезда Ярославской губернии восьмым ребенком в семье священника. Учился в Ярославском духовном училище, с 1868 года — в Ярославской духовной семинарии, где проявились его способности к живописи. В 1872 году поступил в Императорскую Академию художеств на отделение исторической живописи, где занимался под руководством профессоров В.П. Верещагина, П.П. Чистякова и П.М. Шамшина. За период обучения получил все существовавшие академические награды:
1875 — две малые серебряные медали за рисунок и этюд с натуры.
1876 — две большие серебряные медали за рисунок и этюд с натуры.
1878 — малую золотую медаль за программу «Авраам изгоняет из дома Агарь с сыном ее Измаилом».
1879 — за картину «Блудница перед Христом» был удостоен большой золотой медали, звания классного художника 1-й степени и получил право на пенсионерскую поездку за границу сроком на четыре года. (В настоящее время полотно находится в экспозиции Латвийского национального художественного музея).
Осенью 1880 года отправился за границу вместе с Л.Р.Веселовским и И.Л. Аскназием. Посетил Дрезден, Вену, Мюнхен и Париж, где в 1881 году полгода слушал лекции и работал в мастерской известного французского художника Леона Бонна. После посещения Флоренции, продолжил работать в Риме вместе с И.Ф. Селезнёвым,  С.В. Бакаловичем и Ф.А. Бронниковым. По итогам пенсионерской поездки в 1884 году был награжден золотой медалью за картину «Погребение христианской мученицы в катакомбах Рима». За время стажировки написал  картины: «Перед гробом мученика», «В Портоне», «Перед могилой родителей», «Ave Maria», «Терраса на берегу моря», «На берегу моря»; 5 этюдов — «Девочка с голубями», «Мать с ребенком», «Голова итальянки», «На террасе»,  «Часовня на острове Капри».
После поездки оставлен при Академии художеств, где 1885 году получил звание академика, и в этом же году, по рекомендации Академии был назначен директором рисовальной школы Одесского общества изящных искусств. Совместно с К.К. Костанди, Г.А. Ладыженским и другими художниками, поставил обучение в Одесской рисовальной школе на новые основания.
В 1890 году выступил в качестве члена-учредителя Товарищества южно-русских художников (ТЮРХ). В 1892 году был избран председателем Товарищества и оставался в этом звании 10 лет до 1902 года.
В 1900 году назначен директором  Художественного училища (с 1909 года Художественного училища им. Великого Князя Владимира Александровича Одесского общества изящных искусств), созданного Академией художеств на базе Одесской рисовальной школы в связи с успешной подготовкой в ней художественных кадров.
В 1917 году, после ликвидации Императорской Академии художеств,  подал в отставку. Но преподавателем рисования и живописи остался до самой смерти, последовавшей в августе 1919 года.
Будучи занятым организацией учебного процесса и преподаванием, в оставшееся время выполнял заказы на портреты царских особ и образа для иконостасов церквей. Для церкви на своей родине написал в подарок «Тайную вечерю» размером 2,25х6 метров.
Очарованный видами одесского побережья, рисовал много морских пейзажей в разное время года, в частности, серию картин «Море во льдах». Написал также несколько жанровых работ, одна из которых — «В отсутствие господ» находится в Одесском художественном музее. Участвовал в выставках Петербургской академии искусств, почти во всех выставках ТЮРХ, ХХ передвижной, выставках-лотереях, благотворительных выставках, в художественно-промышленной выставке 1910 года.  В 1896 в Одессе состоялась совместная выставка картин И.И. Левитана, В.А. Симова и А.А. Попова.
Живописные работы художника находятся в музеях Риги, Одессы, Николаева и др., во многих частных коллекциях России, Украины и  Дальнего Зарубежья.

Источники:
1. Фонд Российского Государственного исторического архива, фонд № 789, опись 8 - 1872, дело № 145, Попов Александр Андреевич (охватывает период 1872 – 1917 г.г.), 77 л.; описи 10,18,19
2. Архивные материалы Императорской Академии Художеств, фонды № 25, 31.
3. Материалы филиала ГУ ЯО «Государственный архив Ярославской области» в городе Рыбинске, архивная справка от 30.10.2009 № 07-18/31
3. Ф.И. Булгаков. Наши художники (Живописцы, скульпторы, мозаичисты, граверы и медальеры) на академических выставках последнего 25-летия, том 1, Санкт-Петербург, 1898 г.
4. Богдан Вероника-Ирина Трояновна. Исторический класс Академии художеств второй половины ХIХ века. К вопросу об эволюции русской исторической живописи.
Специальность 17.00.04 – изобразительное искусство. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, том 1, Санкт-Петербург, 1994 г.

Информация предоставлена правнучкой художника Ольгой Николаевной Шукленковой,
Санкт-Петербург, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Комментарии  

+9 # Описание картины «В тени»Попов Александр Андреевич 28.02.2016 14:14
Описани е картины Александра Попова: В тени.

Попов Александр – истинный мастер. Он создавал великолепные портреты и колоритные пейзажи.
Перед зрителем предстает русская природа во всей ее красе. Мы видим проселочную дорогу, убегающую вдаль. Слева стоит скамейка, на которой можно посидеть, чтобы насладиться чистейшим воздухом. Жарким летним днем так приятно отдохнуть в тени и послушать пение птиц.
Художник использует всевозможные оттенки зеленого. Написанный им пейзаж максимально живой. Кажется, что сейчас подует легкий ветерок, и заколышутся кроны деревьев. Сочный зеленый, желтовато-зелен ый и коричневый оттенки придают всей картине особую живость.
Художник не просто изображает природу. Мы чувствуем, что он ее любит и старается передать зрителям свое отношение к ней.
Каждая травинка прописана максимально четко. Листья и ветви деревьев невероятно рельефны. Создается впечатление некой фотографичности . Но при этом пейзаж настолько идеален, что кажется сказочным.
Художник стремится передать максимально ярко и четко каждую деталь. Они все значимы. Очарование русской природы может увидеть далеко не каждый. Это под силу сделать лишь великому мастеру, который умело пользуется кистью.
Летнее небо сливается на горизонте с сочно зелеными холмами. Оно светло-голубое. Облаков невидно, лишь угадывается небольшая белая дымка, которая придает особую воздушность всему пространству.
На картине Попова создана причудливая игра света и тени. Самого солнца мы не видим, но оно ласково согревает землю, подсвечивая золотистым светом траву и деревья. Художник не использовал мрачных красок. Все оттенки максимально жизнерадостны и насыщенно-ярки. У зрителей создается радостное настроение. Так и хочется отправиться в это тихий уголок природы. Кажется, что нужно лишь сделать шаг, чтобы оказаться там, в приятной тени теплого летнего дня.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+8 # Описание картины «Аллея»Попов Александр Андреевич 28.02.2016 14:15
Описани е картины Александра Попова: Аллея.

Картина русского художника Александра Попова «Аллея», выполненная маслом, изображает всю красоту летнего русского пейзажа. Полотно пропитано солнцем, в воздухе пахнет летом, солнце игриво ложится на стволы величественных деревьев.
Посреди леса, в центре композиции, находится тропинка, которая уходит далеко вдаль, вглубь пышного, зеленого леса, уводя за собой зрителя. Русский художник мастерски передает глубину пространства и солнечные блики.
Картина наполнена оптимизмом, спокойствием и теплом. Она отвлекает он мирской суеты, вызывая желание совершить прогулку по аллее, наслаждаясь свежим воздухом и природным очарованием.
В пейзаж автор смог вложить всю свою любовь, восхищение летним лесом с его магической красотой, привязанность в родным просторам, к природе любимого края. Александр Попов, искусно владеющий кистью, смог очень реалистично передать густую, заросшую зелень, выбеленную летним полуденным ласковым солнцем.
Разглядывая скрывающийся лес между деревьями, чувствуется лесная свежесть и прохлада. Через густую зелень леса, уходящего далеко ввысь, виднеется голубой и чистый кусочек неба. Деревья с листьями сочных, зеленых оттенков поражают живой натуральной красотой.
Все картина пропитана спокойствием и тишиной, вызывая у зрителя чувство умиротворения. Зоркие глаза русского живописца смогли разглядеть природу в это яркое и красивое время года во всей красе, внимательность к деталям Александра Попова дает нам отчетливо почувствовать весь его замысел.
Чистые, светлые теплые краски придают окружающему миру прозрачность и хрупкость, делая пейзаж естественным и одухотворенным. Картина Александра Попова «Аллея» восхищает всех, кто любит искусство, оставляя только положительные эмоции.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+6 # Описание картины «Суздаль»Попов Александр Андреевич 28.02.2016 14:17
Описани е картины Александра Попова: Суздаль.

Александр Попов – один из самых лучших мастеров кисти, который создавал и портреты, и пейзажные композиции. Ярким примером тому является картина «Суздаль». Художник преподносит нашему взору зимнюю картинку окраины города.
Автор полотна изображает очень интересную пору – раннюю зиму. Если присмотреться повнимательней, то средь всей белоснежной красоты можно увидеть недавнее дыхание осени – несколько оставшихся желтых листиков на деревцах. В целом всю окраину города усыпает пушистый голубовато-белы й снег. На нем виднеются небольшие деревца и кустики. На дальнем плане множество кустов и деревьев, облаченных в снежные наряды. А на голубом небе просматривается желтая зарница.
Художник очень естественно передал все краски зимы. От картины веет спокойствием и тишиной. Пушистыми белыми снежинками покрылось все вокруг, зимняя природа засыпает и кажется, что снег вот-вот захрустит под ногами. Завершают всю эту благодать купола соборов по обе стороны картины. А как удачно мастер кисти выбирает краски: снежно-белое и голубое у него гармонически сочетается с золотисто-желтым.
Голубоватый снег только подчеркивает голубизну стен церкви, а золотые бани храмов сияют и переливаются от небесной желтизны. Да и само небо сочетается с общим фоном картины. Эта красота Суздаля удивительна и великолепна. Кажется, что очертание собора, который справа, изменилось ко времени года и согласно положению солнца. Надо сказать, что художник придал Суздали какого-то волшебства и очарования.
Попов настолько естественно передал красками происходящее и четко прописал все детали, что порой кажется, будто это и не картина вовсе, а качественная фотография, сделанная профессионалом. Диву даемся, как все это подметил живописец и чувствуем присутствие самого художника, ведь не каждый сможет увидеть красоту в казалось бы обычном.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+9 # Описание картины «Лед»Попов Александр Андреевич 28.02.2016 14:18
Описани е картины Александра Попова: Лед.

Александр Попов всегда стремился увидеть нечто новое в, казалось бы обычных картинах природы. Он старался по-другому прочитать всю ту многообразную красоту, которая в ней существует. Важно и то, что он делился этим необычным видением со всеми зрителями своих творений.
Дерево на переднем плане четко прописано, а те, которые находятся на заднем плане, словно в дымке. Они покрыты сказочным инеем и припорошены снегом. Зритель словно оказывается в сказке, где все волшебно и необычно. Но на самом деле Петров изобразил обычный деревенский пейзаж. Все вполне буднично, но одновременно волшебно. В этом истинное мастерство живописца.
На картине «Лед» мы видим замерзшую реку, слегка припорошенную пушистым снегом. Какого же он цвета? Все привыкли, что белого. Но, если присмотреться к снегу зимой, то невозможно увидеть по-настоящему белого оттенка. Здесь в нем соединилось столько оттенков серого и голубого, что просто поразительно. Темно-желтое зимнее солнце озаряет все небо своим завораживающим светом.
Отражается оно и в замерзшей реке, словно некий чарующий огонек, пришедший из сказки. При кажущейся мрачноватости красок именно он согревает всю картину и озаряет ее мягким светом. Вопреки существующему представлению об абсолютной прозрачности льда, на самом деле в нем, как и в снеге, всегда соединено множество оттенков. Он и темно-серый, и голубоватый, и почти черный. Просто удивительно, как точно удалось живописцу это подметить.
Художнику удалось передать все краски зимней природы. Если отвлечься, что это картина, появляется ощущение, что перед нами профессиональна я фотография. Настолько точно прописаны все детали. Но вместе с тем мы чувствуем присутствие самого Петрова. Далеко не каждому дано увидеть красоту в обычном, что-то новое в повседневном.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+8 # Описание картины «Февраль»Попов Александр Андреевич 28.02.2016 14:19
Описани е картины Александра Попова: Февраль.

Попов Александр Андреевич был известным художником и опытным педагогом, руководителем Одесской школы, впоследствии признанной лучшим учебным заведением во всей российской империи. Он писал портреты, пейзажи и жанровые композиции, входит в сотню лучших живописцев Украины. Александр Попов родился в 1852 году в Ярославской губернии. Его работы находятся в частных коллекциях, в музеях Киева и Одессы, Николаева, Риги, Очакова.
Картина «Февраль» написана маслом на холсте, её размеры 40*60 см. Попов изображает интересное время года, конец зимы, когда зима уже перестала лютовать, и готовится передать бразды правления весне. Совсем скоро расцветут подснежники, отступят морозы, набухнут почки на деревьях и взойдет первая травка, запоют птички и отправятся в свои первые походы грибники.
Художник показывает опушку перед лесом. Она усыпана белым снегом, отдающим голубизной. В этом снегу просматриваются несколько бревен. Они имеют одинаковый размер и обработаны, что говорит о присутствии человеческой деятельности. Скорее всего, ранее на месте опушки росли деревья. Из-под снега также проглядываются небольшие кустики и пеньки. На дальнем плане множество деревьев. Все они голые, без единого листика, облаченные в снежное одеяние.
Их вершины, как оловянные солдатики, устремлены вверх, что свидетельствует о безветренной погоде. Нет снежной бури, завирухи, зиме больше незачем лютовать, они собирается на заслуженный отдых. На переднем плане деревья прорисованы редко, просматриваются между ними тропинки, однако вдали начинается настоящая чаща и все деревья объединены в одно целое – справедлива поговорка: «Чем дальше в лес, тем гуще растут деревья». Небо голубое, но мрачное. На картине нет солнечных лучей, что может говорить о том, что наступает вечер.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Родительская категория: Биография
Категория: Краткая биография

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Арт сайты

Кто на сайте

Сейчас на сайте 144 гостя и пользователей

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Авторизация на сайте Арт-Рисунок!