Арт-Рисунок

Культура стран и городов.

Москва

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Москва, столица России

Москва, столица СССР и РСФСР, крупнейший транспортный узел, порт, главный политический, научно-культурный и промышленный центр СССР. Упоминается в летописях с 1147. Наиболее древняя часть Москвы - ансамбль Кремля (см. Кремль Московский) с величественными соборами, вертикалями башен и колокольни Ивана Великого. Рядом с Кремлём - центральная площадь Москвы - Красная площадь (с XV в.), на которой возвышается многостолпный Василия Блаженного храм. Основой радиально-кольцевого плана Москвы послужили улицы, которые сложились на месте дорог, расходившихся от Кремля, и кольцевые магистрали, возникшие на месте городских укреплений, складывавшихся по мере роста города, - Китай-города (1535-38), Белого города (1585-93; ныне Бульварное кольцо) и Земляного города (1591, 1641 и 1659; ныне Садовое кольцо). В XIV-XVI вв. на главных подъездах к Москве были сооружены укрепленные монастыри - Андроников монастырь, Данилов монастырь, Донской монастырь, Новодевичий монастырь и др. Застройка Москвы была в основном деревянной, в XV-XVI вв. началось строительство каменных посадских храмов, в том числе бесстолпных, перекрытых крещатыми сводами: церкви Зачатия Анны что в углу (начало XVI в.), Трифона в Напрудном (конец XV - начало XVI вв.). Были построены также монументальная шатровая церковь Вознесения в Коломенском (1532) и пятиглавый храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяковском (1547). Существенные изменения в облике Москвы произошли в XVII в. Кремль утратил крепостное значение, его башни украсились декоративными шатровыми верхами, культовые и гражданские сооружения приобрели более светский характер, усложнился силуэт, появились пышная белокаменная резьба, узорная кладка, цветные изразцы ("узорочный стиль") - церкви Троицы в Никитниках (1628-53), Рождества Богородицы в Путниках (1649-52),  Москва. Церковь Николы в Хамовниках. 1679 - 1680.Николы в Хамовниках (1679-80). С конца XVII в. строились здания в "нарышкинском стиле" - церкви Покрова в Филях (1690-93), Троицы в Троицком-Лыкове (1698-1704), Воскресения в Кадашах (1681-1713), Палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной. 1657.каменные жилые дома - палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной (1657), бояр Волковых в Б. Харитоньевском переулке (конец XVII в.) и Троекуровых в Георгиевском переулке (1696), которые резко выделялись среди деревянной застройки.

В конце XVII - начале XVIII вв. делались попытки регулирования планировки городских кварталов, застройки улиц по красной линии, был составлен первый план Москвы (1731-39, архитекторы И. Ф. Мичурин, И. А. Мордвинов), содержащий также проектные предложения. Получил применение ордер, складывался стиль барокко - церковь Архангела Гавриила ("Меншикова башня"; начата в 1701, в 1704-07 - архитектор И. П. Зарудный), церковь Ивана Воина (1709-13), дом Апраксиных (1766-69). Во второй половине XVIII в. в Москве широко распространилось строительство городских усадеб, в котором получил блестящее развитие русский классицизм. Были построены Пашков дом (ныне один из корпусов Библиотеки СССР имени В. И. Ленина; 1784-86, архитектор В. И. Баженов), "Благородное собрание" (Дом Союзов), Голицынская больница (ныне корпус первой городской больницы; 1796-1801), дома Демидова (ныне Институт инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии; 1779-91), Дом Барышникова (Институт санитарного просвещения). 1797 - 1802. Архитектор М. Ф. Казаков.Барышникова (ныне Институт санитарного просвещения; 1797-1802), Губина (ныне Институт физиотерапии; 1790-е гг.), церкви Филиппа Митрополита (1777-88), Косьмы и Дамиана (1791-1803) - все архитектор М. Ф. Казаков; Странноприимный дом (ныне НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовокого; 1794-1807, архитекторы Е. С. Назаров, Дж. Кваренги при участии крепостных архитекторов), дом Разумовских (ныне Институт физической культуры; 1801-03, архитектор А. А. Менелас), Воспитательный дом (1764-70, архитектор К. И. Бланк при участии Казакова). В конце XVIII в. по кольцу Белого города были заложены бульвары (архитектор С. А. Карин), во второй половине XVIII - начале XIX вв. сложились ансамбли подмосковных усадеб (ныне в черте Москвы) - Кусково, Останкино, Царицыно. На окраинах Москвы росли жилища ремесленников и рабочих московских фабрик.

После пожара 1812, уничтожившего более 2/3 зданий Москвы, была создана "Комиссия для строения Москвы" (1813-43, один из руководителей архитектор О. И. Бове). Под её наблюдением были проведены большие градостроительные работы, созданы ансамбли центральных площадей - Красной, Театральной (ныне площадь Свердлова), разбит Александровский сад, построены и восстановлены монументальные общественные здания - Большой театр, Манеж, Университет, Екатерининский институт (ныне Дом Советской Армии; 1802 и 1818-27, архитекторы И. Д. и Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьев), Триумфальные ворота, усадьба Кузьминки и др. Общий облик Москвы в значительной мере определила рядовая жилая застройка небольшими особняками. Это 1-2-этажный компактный блок с мезонином или без него, с антресолями со стороны двора, с 7-11 окнами по уличному фасаду, обычно украшенный декоративным портиком из приставных колонн или пилястр, фронтоном или аттиком. Крупным мастером московских особняков был Григорьев.

Построен в 1890—1893 Р. И. Клейном. В 1896 г. переоформлен К. К. Гиппиусом в китайском стиле.В середине XIX - начале XX вв. с развитием капитализма в Москве появились новые типы зданий (доходные дома, торговые фирмы, банки, вокзалы). Резко углубился контраст между буржуазными кварталами, центром и рабочими районами. Попытки рациональной перепланировки наталкивались на запрет нарушения частной собственности. В строительстве стали применяться новые материалы (чугун, железо, стекло) и прогрессивные конструкции, однако их эстетические качества осваивались не в полной мере; преобладающей тенденцией в оформлении зданий стали стилизаторство и эклектизм. В "русско-византийском стиле" построен Николаевский (ныне Ленинградский) вокзал (1849, архитектор К. А. Тон), с использованием мотивов "узорочной" и "нарышкинской" архитектуры XVII в. - Исторический музей, здание Городской думы (ныне Центральный музей В. И. Ленина; 1890-92, архитектор Д. Н. Чичагов), Казанский вокзал (1914-26, 1941, архитектор А. В. Щусев), с использованием форм архитектуры Новгорода и Пскова - церковь Марфо-Мариинской обители (1908-12, архитектор Щусев), в стиле неоклассицизма  - Музей изящных искусств (см. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). На рубеже XIX и XX вв. строились в стиле "модерн" особняки и многоэтажные доходные дома (особняк Рябушинского на ул. Качалова, 1900, архитектор Ф. О. Шехтель; дом Миндовского на ул. Воровского, начало 1900-х гг., архитектор Л. Н. Кекушев), крупные конторские, транспортные, торговые и складские сооружения (Ярославский вокзал, 1903-04, торговый дом на ул. Кирова, 1909-11, - оба архитектор Шехтель), которые придают Москве новый облик большого промышленного и торгового города. Во многих зданиях использовались элементы архитектуры различных эпох и стилей - итальянского Возрождения (особняк Тарасова на ул. А. Толстого, 1909-10, архитектор И. В. Жолтовский), готики (дом Морозовых на ул. А. Толстого, 1896, архитектор Шехтель), мавританской (особняк Морозовых на проспекте Калинина, 1893, архитектор В. А. Мазырин) и др. После Октябрьской революции 1917 началось коренное переустройство Москвы на основе новой социальной направленности и гуманистической сущности градостроительства. В 1918-25 был разработан план "Новая Москва" (коллектив архитекторов под руководством Щусева и Жолтовского), в котором были отражены идеи социалистических преобразования города; в первую очередь предусматривалась ликвидация неравенства в качестве застройки и благоустройства центральных и окраинных районов, где строились жилые кварталы, удобные для жизни трудящихся, со свободной расстановкой зданий, обилием зелени, спортивными и детскими площадками - застройка ул. Усачёва (1924-30, архитекторы А. И. Мешков и др.) и Дубровских улиц (1926-27, архитекторы М. И. Мотылёв, Д. Н. Молоков, А. В. Юганов и др.), Дангауэровки (1929-35, архитекторы Мотылёв, Б. Н. Блохин и др.). Значительный вклад в разработку проблемы жилища внёс коллектив архитекторов под руководством М. Я. Гинзбурга - жилые дома на Новинском бульваре (ныне ул. Чайковского), в которых предусмотрены квартиры с обобществлённым коммунально-бытовым обслуживанием. Для общественных зданий 20-х - начала 30-х гг. характерны свобода композиции простых геометрических объёмов, рациональность конструктивных решений, выразительность контрастных сопоставлений глухих и остеклённых поверхностей - здание газеты "Известия" (1925-27, архитектор Г. Б. Бархин), комбината газеты "Правда" (1929-35, архитектор П. А. Голосов), Министерства сельского хозяйства СССР (1928-33, архитектор Щусев), Центрального статистического управления СССР (1928-35, архитектор Ле Корбюзье, Н. Д. Колли), новые корпуса Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина (1928-41, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх), Планетарий (1928, архитекторы М. О. Барщ, М. И. Синявский), клуб имени И. В. Русакова (1927-29, архитектор К. С. Мельников), Дворец культуры автозавода имени И. А. Лихачёва (1930-34, архитекторы братья Веснины). В 1924-30 на Красной площади было сооружено величественное здание Мавзолея В. И. Ленина (архитектор Щусев) - выдающееся произведение советской архитектуры.

10 июля 1935 ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление "О генеральном плане реконструкции Москвы" (разработан архитектором В. Н. Семёновым, С. Е. Чернышёвым и др.), в котором исторически сложившаяся радиально-кольцевая структура города сочеталась с освоением новых районов, созданием новых кольцевых и радиальных магистралей. В результате освоения новых районов территория города увеличивалась более чем в 2 раза. Постепенно старая Москва превращалась в город просторных магистралей, площадей, благоустроенных набережных и парков. В процессе реконструкции центра была создана Манежная площадь (ныне пл. 50-летия Октября), на месте мелких лавок Охотного ряда построены гостиница "Москва" (1932-38, архитектор Щусев, О. А. Стапран, Л. И. Савельев), здание Госплана СССР (1932-36, архитектор А. Я. Лангман), реконструированы основные магистрали: ул. Горького (1937-39, 1940, архитектор А. Г. Мордвинов, инженер П. А. Красильников), Б. Калужская ул. (ныне часть Ленинского проспекта; 1939-40, архитектор Мордвинов, Г. П. Гольц, Д. Н. Чечулин и др.), Можайское шоссе (ныне часть Кутузовского проспекта; 1938-40, архитектор З. М. Розенфельд). Во всех районах были построены многочисленные школы, клубы, кинотеатры, административные и правительственные учреждения (в том числе Академия имени М. В. Фрунзе, 1937, архитекторы Л. В. Руднев, В. О. Мунц; театр Советской Армии, 1939, архитектор К. С. Алабян, В. Н. Симбирцев; Концертный зал имени П. И. Чайковского, 1938-40, архитекторы Чечулин и др.), в архитектуре которых широко использовалось классическое наследие. Решались проблемы транспорта и обводнения Москвы-реки. В 1935-39 вступили в действие первые очереди метрополитена, станции которого были художественно оформлены, с применением монументальной скульптуры, живописи, мозаик, росписей и т. д. (в 1985 - 135 станций). Благодаря постройке канала имени Москвы, превратившего Москву-реку в судоходную магистраль, была решена задача водоснабжения и изменился микроклимат всего района. Строительство канала повлекло за собой сооружение новых незатопляемых набережных и мостов, обеспечивающих проход больших судов. В 1939 была создана ВСХВ (ныне ВДНХ). Были проведены большие работы по озеленению; созданы и реконструированы парки: Центральный парк культуры и отдыха имени Горького (1935-41, главный архитектор А. В. Власов, В. И. Долганов), Измайловский (1931, архитектор М. П. Коржев, М. И. Прохорова), Сокольнический (реконструирован в 1931), благоустроены скверы. Приостановленное во время Великой Отечественной войны 1941-45 преобразование и развитие Москвы возобновилось в широких масштабах после 1945. Развернулась комплексная застройка жилых районов (в Измайлове, на Хорошевском шоссе, на Октябрьском поле, на Песчаных улицах, на Юго-Западе), продолжалась реконструкция главных магистралей, бульваров и скверов. Был разработан десятилетний план Москвы (1951-52, руководитель архитектор Чечулин), имевший большое значение для создания новых ансамблей. Значит, событием послевоенное градостроительства явилось сооружение высотных зданий, которые подчеркнули радиально-кольцевую структуру городского плана и исторически сложившийся силуэт Москвы - университета на Ленинских горах (1949-53, архитекторы Руднев, Чернышев, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков), административные здания на Смоленской площади (1948-52, архитекторы Гельфрейх, М. А. Минкус и др.), жилых домов на площади Восстания (1950-54, архитектор М. В. Посохин, А. А. Мндоянц и др.) и на Котельнической набережной (1948-52, архитекторы Чечулин, А. К. Ростковский и др.), административно-жилого здания на Лермонтовской площади (1947-53, архитекторы А. Н. Душкин, Б. С. Мезенцев и др.), гостиницы "Украина" (1957, архитектор Мордвинов и др.). Существенную роль в изменении творческой направленности строительства в Москве сыграло Всесоюзное совещание строителей и архитекторов в декабре 1954. Для нового этапа в градостроительстве характерно создание крупных жилых массивов, преимущественно на свободных городских территориях, комплексно застраиваемых с применением индустриальных методов строительства, Юго-Запад (архитекторы Власов, Мезенцев, Д. И. Бурдин, Е. Н. Стамо и др.), Измайлово (архитекторы Б. М. Иофан, З. М. Розенфельд и др.), Химки-Ховрино (архитекторы К. С. Алабян, Н. Н. Селиванов, А. Д. Меерсон и др.), Дегунино-Бескудниково (архитекторы Бурдин, Б. А. Шишкин, В. Г. Тальковский и др.), Фили-Мазилово (архитекторы Гельфрейх, М. В. Адрианов, А. В. Афанасьев и др.), Кузьминки (архитекторы В. А. Бутузов, И. Ф. Милинис, В. В. Стейскал и др.). В центре города проложены и застроены новые проспекты - Комсомольский (1958-65, архитекторы Мордвинов, Е. Г. Вулых), Калинина (1964-69, архитекторы Посохин, Мндоянц и др.). В 1955-56 в Лужниках был выстроен комплекс центр. Стадиона имени В. И. Ленина. С 1960-х гг. строятся крупные обществ, здания, для которых характерны лаконизм форм, функционально обоснованное объёмно-планировочное построе- ние, органичное применение монумент, живописи и скульптуры - Кремлёвский Дворец съездов (1959-61, архитекторы Посохин, Мндоянц и др.), Дворец пионеров и школьников имени 40-летия пионерской организации (1959-63, архитекторы И. А. Покровский, В. С. Егерев, В. С. Кубасов и др.), телецентр в Останкине (1967-68, архитектор Л. И. Баталов, инженер Н. В. Никитин и др.), здание СЭВ (1969, архитектор Посохин, Мндоянц, В. А. Свирский, инженер С. Я. Школьников, Ю. В. Рацкевич), Центральный аэровокзал на Ленинградском шоссе (1960-65), архитектор Бурдин, Ю. Р. Рабаев, М. П. Артемьев, В. А. Климов, В. П. Яковлев), Центральный музей вооружённых сил СССР (1965, архитектор Б. Г. Бархин, Н. И. Гайгаров, О. И. Данченко), театры: имени Моссовета (1956, архитектор М. С. Жиров) и Сатиры (1963, архитектор В. В. Степанов), гостиница "Россия" (1967-70, архитектор Чечулин, П. П. Штеллер, Н. Чекмотаев и др.).

В 1971 ЦК КПСС и Совет Министров СССР утвердили Генеральный план развития Москвы (авторский коллектив - архитектор Посохин, Н. Н. Уллас, С. А. Болдырев, Н. Ф. Евстратов, Р. Г. Каверин, С. М. Матвеев, С. Д. Мишарин, А. В. Сотников, инженер Ю. К. Болбот, И. Ф. Дрёмов, Л. Н. Сорокин, Г. Н. Фомин, А. Г. Яновский), рассчитанный на 25-30 лет, начиная с 1961 с учётом прогнозов на более отдалённую перспективу. План предусматривает дальнейшее планомерное, экономически целесообразное и комплексное развитие Москвы, улучшение её архитектурного облика, создание наиболее благоприятных условий для труда, быта и отдыха населения столицы. В этих целях организуется 8 комплексных планировочных зон со своими общественно-административными центрами, создаются новые архитектурные ансамбли в системе развитого столичного центра, вдоль набережной Москвы-реки и ряда основных магистралей. На основе существующих городских парков и лесопарков, берущих начало в загородных лесах организуемого лесопаркового защитного пояса и проникающих в пределы города, будут созданы крупные городские зоны отдыха. Особое значение в плане уделяется охране исторических и архитектурных памятников. На основе проекта детальной планировки центра Москвы (1973) создаётся 9 заповедных зон. За годы реализации Генерального плана выполнен большой комплекс градостроительных работ. Созданы новые крупные жилые районы - Чертаново (архитекторы В. Л. Воскресенский, Т. Н. Дроздова, В. И. Сержантов, Н. К. Суздальцева и др.), Беляево-Богородское, Тёплый Стан, Ясенево (все - архитекторы Я. Б. Белопольский, Л. В. Долинин, С. С. Ораевская, Н. П. Крайняя, М. Л. Ташаева и др.), Отрадное, Бибирево, Лианозово (все - архитекторы И. И. Ловейко, Ю. Н. Гайгаров, Ю. И. Вдовин, В. В. Калинин, М. А. Фирсов и др.), Вешняки-Владычино, Ивановское (оба - архитекторы В. В. Лебедев, П. Н. Аранович, М. О. Гасперович, А. С. Цивьян), Тропарёво (архитектор Л. К. Дюбек, Стамо, А. Б. Самсонов и др.), Орехово-Борисово (архитекторы П. П. Зиновьев, И. А. Вахутин, В. А. Чемерис и др.), Строгино (архитекторы А. М. Половников, Б. В. Бодэ, Ю. В. Громченко, Г. П. Карибов и др.). Построено много новых уникальных объектов и комплексов, в том числе Дом Советов РСФСР (1981, архитекторы Чечулин, Штеллер и др.), Международный выставочный комплекс (1978, архитекторы Посохин, Б. И. Тхор, Л. Г. Котова, Р. И. Семерджиев и др.), Детский музыкальный театр (1979, архитекторы А. П. Великанов, В. Д. Красильников и др.), цирк на проспекте Вернадского (1971, архитекторы Белопольский, Вулых, С. С. Феоктистов, В. И. Хавин и др.), Дворец культуры имени Ленинского комсомола (архитекторы К. С. Шехоян, И. М. Каменский, Д. П. Король и др.), Театр драмы и комедии на Таганке (1981, архитектор А. В. Анисимов, Ю. П. Гнедовский, Б. И. Таранцев), здание ТАСС (1977, архитекторы Егерев, А. А. Шайхет и др.), гостиничный комплекс "Измайлово" (1980, архитекторы Бурдин, Рабаев, Климов, скульптор З. К. Церетели и др.), гостиницы: "Космос" (1980, архитекторы В. С. Андреев, Т. Г. Заикин, Стейскал и др.), "Салют" (1980, архитекторы Самсонов, А. Б. Бергельсон, В. В. Россихин и др.), "Молодёжная" (1980, архитекторы Ловейко, Гайгаров и др.). В 1976-80 построены олимпийские объекты - комплекс Олимпийской деревни (архитекторы Стамо, Самсонов, О. Г. Кедреновский и др.), универсальный крытый стадион и плавательный бассейн на проспекте Мира (архитекторы Посохин, Тхор, Л. С. Аранаускас, Р. И. Семерджиев, инженер Ю. П. Львовский, Ю. В. Рацкевич и др.), крытый велотрек в Крылатском (архитектор Н. И. Воронина, А. Г. Оспенников, инженер В. В. Ханджи, Ю. С. Родниченко и др.), конно-спортивный комплекс на Балаклавском проспекте (архитекторы Дюбек, А. Г. Шапиро, А. Р. Кеглер, Ю. П. Иванов и др.), здание Пресс-центра (архитекторы И. М. Виноградский и др.).

В Москве сооружены многочисленные памятники, монументы и скульптурные группы, среди которых: памятники Минину и Пожарскому (латунь, бронза, гранит, 1804-18, скульптор И. П. Мартос). А. С. Пушкину (бронза, гранит, 1880, скульптор А. М. Опекушин), К. А. Тимирязеву (гранит, 1923, скульптор С. Д. Меркуров, архитектор Д. П. Осипов), скульптурная группа "Рабочий и колхозница" (нержавеющая сталь, 1937. скульптор В. И. Мухина), памятник М. Горькому (бронза, гранит, 1951. скульпторы Мухина, И. Д. Шадр и др.). В. В. Маяковскому (бронза, гранит, 1958, скульптор А. П. Кибальников), К. Марксу (гранит, 1960, скульптор Л. Е. Кербель), монумент "В ознаменование выдающихся достижений советского народа в освоении космического пространства" (бронза, гранит, титан, 1964, архитектор Барщ, А. Н. Колчин, скульптор А. П. Файдыш), памятник В. И. Ленину на пл. Ильича (бронза, гранит, 1967, скульптор Г. Йокубонис, архитектор В. Чеканаускас), Л. Н. Толстому (гранит, 1972, скульптор А. М. Портянко), М. И. Кутузову (бронза, гранит, 1973, скульптор Н. В. Томский и другие), Я. М. Свердлову (1978, скульптор Р. Е. Амбарцумян, архитектор Тхор), П. М. Третьякову (гранит, 1980, скульптор Кибальников, архитектор И. Е. Рожин), монументы Юрию Гагарину (титан, гранит, 1980, скульптор П. И. Бондаренко, архитектор Белопольский и др.), "Дружба навеки" (бронза, гранит, медь, 1983, скульптор Церетели, архитектор А. Д. Вознесенский), памятник В. И. Ленину на Октябрьской площади (бронза, гранит, 1985, скульпторы Кербель, В. А. Фёдоров, архитекторы Г. В. Макаревич, А. Б. Самсонов).

В Москве 15 художественных музеев, в том числе Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Дом Луниных: Музей искусства народов Востока. 1823. Архитектор Д. И. Жилярди.  Музей искусства народов Востока, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства и др.

Лит.: Москва. Энциклопедия, М., 1980; П. В. Сытин, История планировки и застройки Москвы, т. 1-3, М., 1950-72; Москва. Архитектурный путеводитель, М., 1960; М. А. Ильин, Москва, [2 изд., М., 1970]; Е. В. Николаев, Классическая Москва, М., 1975; Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. [Альбом], М., 1973; Москва. Памятники архитектуры XVIII - первой трети XIX в., [кн. 1-2], М., 1975; Е. Кириченко, Москва. Памятники архитектуры 1830-1910 гг., М., 1977; ее же, Москва на рубеже столетий, М., 1977; А. В. Иконников, Каменная летопись Москвы, [М.], 1978; Зодчие Москвы. Сб. ст., кн. 1 - XV-XIX вв., М., 1981; Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади, М., 1982; Ю. Александров, Москва. Диалог путеводителей, М., 1982; Р. Кожевников, Скульптурные памятники Москвы, 2 изд., М., 1983.

Комментарии   

+29 # Описание памятника в Москве «Федор Достоевский»Москва 11.02.2016 10:59
Описани е памятника Федору Достоевскому в Москве.

Памятник Федору Михайловичу Достоевскому в Москве – это памятка архитектуры, вызывающая интерес не только у поклонников творчества великого писателя, но и любителей искусства застывших образов. Установлен памятник был в 1997 году. Над созданием монумента трудилось сразу несколько человек: архитекторы Поссохин М.М. и А.П. Кочековский, а также скульптор и реставратор Рукавишников А.И. Расположен памятник Достоевскому на улице Воздвиженка, 3/5. Чтобы добраться до монумента, нужно доехать Александровског о сада (станция метро).
Архитекторы выбрали для памятника весьма уютное место – Задумчивый Достоевский расположен у входа в здание Российской библиотеки, что является весьма логичным решением. Установка памятника происходила в юбилейный год для Москвы – накануне 850-летия столицы.
Памятник Достоевскому выполнен в реалистичной манере. Создатели изобразили писателя в естественном для него состоянии – глубоком размышлении о смысле жизни. На его лице застыла мудрая мысль, которая скоро будет запечатлена в одном из гениальных произведений. Федор Михайлович Достоевский забыл о суете будней, усевшись на скамью, чтобы почувствовать себя в гармонии с собой и миром.
Скульптура писателя изготовлена из бронзы. Она установлена на постаменте из гранита, на котором высечена фамилия российского литератора. Интересным является оформление задней части монумента: здесь можно разглядеть набережную Невы, королевы Санкт-Петербурга.
Интересно, что в 2006 году жителя Дрездена увидели памятник, созданный Рукавишниковым, в котором легко угадываются черты «московского» Достоевского. Практически точная копия памятника теперь привлекает жителей и гостей города, среди которых найдутся настоящие ценители литературного Достоевского.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+25 # Описание памятника в Москве «Александр Пушкин»Москва 11.02.2016 11:24
Описани е памятника Александру Пушкину в Москве.

Столицу России трудно представить без памятника величайшему поэту. Он изготовлен из гранита. Уже это делает такой памятник как что-то вечное, без чего не можно представить себе город. Такую задачу и ставил перед собой создатель памятника: чтобы он сохранился на веки.
Голова у Пушкина на этом памятнике наклонена немного вперед. У него живые, но в то же время и грустные глаза. Они словно смотрят на нас из той эпохи, в которой жил поэт. Такое впечатление, что скульптор запечатлил поэта, пребывающего в постоянном творческом поиске. Об этом свидетельствуют его морщины на лбу. Поэт постоянно о чем-то думает, и эти мысли не дают ему отвлечься.
Памятник Пушкину в столице был сооружен ко дню его рождения на площади, названной его именеи. Год сооружения памятника – 1880. На этой площади Пушкин выглядит довольно-таки натурально: у него правая рука находится за бортом сюртука, а левая так же естественно находится за спиной.
Памятник сооружен так, что у наблюдателя возникает иллюзия естественного движения. Кажется, что поэт в следующее мгновение двинется с места и подойдет к нам. Но, конечно же, он не может этого сделать, оттого и смотрит на нас грустным взглядом.
Памятник Пушкину и площадь, на которой он расположен, создают единственное архитектурное целое. По обе стороны памятника находятся массивные чугунные фонари. Они создают на площади неповторимый исторический колорит позапрошлого века. Надо сказать, что эта задача очень хорошо удалась скульптору.
Вокруг памятника находится цепь, похожая на лавровые листочки. Она закрепляется на бронзовых тумбочках. Сама же площадь окружается деревьями и кустарниками. Это сделано для того, чтобы создать особый мир. В него мы переносимся каждый раз, когда приходим на Пушкинскую площадь, чтобы посетить поэта.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+27 # Описание памятника в Москве «Монумент Победы»Москва 11.02.2016 11:28
Описани е памятника «Монумент Победы» в Москве.

Памятник Победы на Поклонной горе в столице расположен на площади Победителей. Имеет высоту свыше 140 метров. Памятник открыт на честь пятидесятилетне го юбилея Победы. Является самым высоким памятным сооружением во всей России. Проектирование и строительство монумента велось многие годы.
Высота этого монумента была выбрана очень удачно. Каждый дециметр высоты соответствует одному дню Великой Отечественной войны. Так что монумент имеет в высоту 1418 дециметра.
Форма обелиска – трехгранный штык. Он покрыт барельефами из бронзы.
Для Монумента Победы была выбрана специальная сталь. Она надежно защищена от коррозии. Наверху стелы – композиция из бронзы весом 25 тонн. Она прикреплена на высоте в 104 метра. Композиция изображает Нику – богиню Победы, а также двух амуров. Полный же вес этого сооружения – тысяча тонн. Однако эта статуя добавила неустойчивость всего монумента, так что под него залили 2 тысячи тонн бетона.
В силу своих особенностей этот монумент является специфическим. Но в то же время он неустойчив с точки зрения аэродинамики. Модель продувалась в специальной аэродинамическо й трубе. Чтобы не допустить колебаний от сильного ветра, разработчики оснастили Монумент Победы специальными аэродинамически ми гасителям. Главный такой гаситель весит около 10 тонн.
Монумент Победы стоит на холме. Внутри его находятся помещения, где расположена станция для наблюдения за состоянием монумента, а также вспомогательное оборудование.
Монумент Победы относится к целому монументальному комплексу, занимающему 135 га. В состав мемориального сооружения входит Музей Великой Отечественной войны, сам монумент, а также три храма. Возле указанного музея находится уникальная выставка разной техники военных годов, а также тематические скульптурные композиции.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Родительская категория: История | Культура
Категория: Страны | Города

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Арт сайты

Кто на сайте

Сейчас 187 гостей и зарегистрированных пользователей на сайте

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Авторизация на сайте Арт-Рисунок!