Владимиро-Суздальская школа
- Просмотров: 49024
Владимиро-Суздальская школа
Владимиро-Суздальская школа, одна из наиболее значительных художественных школ древнерусского изобразительного искусства и архитектуры. Сложилась в северо-восточной Руси в период усиления Владимиро-Суздальского княжества (XII - первая половина XIII вв.). Отталкиваясь от традиций художественной культуры Киевской Руси, зодчие Владимиро-суздальской школы создали произведения, отмеченные особой утончённостью художественного облика, гармоничностью и чеканностью форм, нарядным декором. Величавая статичность масс, суровая скупость убранства ранних построек (Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, 1152-60; церковь Бориса и Глеба в Кидекше, 1152) вскоре сменяются новыми архитектурными формами, в которых органически сливаются классическое совершенство конструкции, ясность пропорций, продуманность системы декора (Успенский собор во Владимире, 1158-60, перестроен в 1185-89). Точно найденные соотношения масс в сочетании с виртуозно выполненными, идущими, видимо, от романского стиля резными порталами, аркатурно-колончатыми поясами, рельефными композициями определяют архитектурные образы торжественного и величественного княжеского дворца в Боголюбове (1158-65), стройной и изящной Покрова на Нерли церкви (1165), монолитного, чуть грузноватого Дмитриевского собора во Владимире (1194-97). В строительстве XIII в. усиливается живописно-декоративное начало: появляются килевидные закомары, шаровидные "бусины" на порталах (Рождественский собор в Суздале, 1222-25), резные орнаменты и многофигурные композиции почти сплошь заполняют поверхности фасадов (Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, 1230-34). В росписях (фрески Дмитриевского собора во Владимире, около 1197, с участием византийских мастеров) и отдельных сохранившихся иконах ("Дмитрий Солунский", конец XII - начало XIII вв., ГТГ) изысканный колорит, пластичная цветовая лепка подчёркивают монументальную значительность и одновременно тонкую одухотворённость образов. Наследие Владимиро-суздальской школы в XIV-XV вв. послужило одним из главных источников для возникновения и развития московской школы древнерусского искусства.
Лит.: ИРИ, т. 1, М., 1953; Н. Н. Воронин, Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв., т. 1. М., 1961; Г. К. Вагнер, Мастера древнерусской скульптуры, [М., 1966].