Арт-Рисунок

Культура стран и городов.

Греция Древняя

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Греция Древняя, общее название территории древнегреческих городов-государств

Фрески из церкви Афендико в Мистре. св. Григорий Великий. 14 век. Греция Древняя, Эллада (греч. Hellбs), общее название территории древнегреческих городов-государств, занимавших в II-I вв. до н. э. юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западный берег Малой Азии. Собственно древнегреческое искусство зародилось в недрах микенского (см. Эгейское искусство). Преемственная связь на рубеже 2 - 1-го тысячелетия до н. э. прослеживается наиболее чётко в расписной керамике и архитектуре (последовательная эволюция вазописи от позднемикенской и протогеометрической к вазописи геометрического стиля, IX-VII вв. до н. э.; сохранение в ранней греческой архитектуре построек типа мегарона). В пределах хронологических рамок развития древнегреческого искусства (II-I вв. до н. э.) различают так называемый гомеровский период, периоды архаики, классики и эллинизма (см. Эллинистическое искусство). Наивысшего подъёма древнегреческая цивилизация достигла в V-IV вв. до н. э., в эпоху рабовладельческой демократии и расцвета древнегреческих городов - полисов. Она нашла яркое выражение как в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, так и в философии, литературе и театре, естественнонаучных и исторических знаниях. Пластические искусства Греции на протяжении многих столетий служили образцами красоты, художественной гармонии и высокого вкуса. Творчество древнегреческих мастеров основывалось на мифических представлениях, однако оно проникнуто пристальным вниманием к реальности, ощущением гармонии и соразмерности мира, красоты естественного бытия, физического и духовного совершенства человека. Характерно, что человеческое метрическое начало присутствует не только в изобразительном искусстве, но и в зодчестве Греции (математический анализ пропорций древнегреческой архитектуры говорит о том, что они соразмерны пропорциям человеческой фигуры). Эти глубоко гуманистические начала обусловили определяющее значение древнегреческой культуры для развития мировой цивилизации. Благодаря широкому распространению греческой колонизации (наиболее интенсивной в VIII-VI вв. до н. э.) древнегреческие художественные памятники сохранились также на севере Балканского полуострова, в Средиземноморье и Причерноморье.

В так называемый гомеровский период (XI-VIII вв. до н. э.) широкое развитие получила расписная керамика. До VII в. до н. э. в ней существовал геометрический стиль. В период его расцвета (III в. до н. э.) создавались большие вазы (служившие надгробиями; назывались дипилонскими, так как были обнаружены на Дипилонском некрополе в Афинах) и сосуды бытового назначения. Росписи состояли из геометрического орнамента и отличались чёткой ритмикой, выразительностью линий; геометризации подчинялись и изображения людей и животных. В геометрическом стиле создавались также терракотовые статуэтки и скульптурные украшения сосудов (налепы на крышках и фигурные ручки из глины и бронзы). Скудные остатки построек, терракотовые модели храмов гомеровского периода свидетельствуют о том, что строительная техника этого времени уступала критской и микенской.

Период архаики (VII-VI вв. до н. э.) отмечен сложением классового общества, формированием городов-государств. Главными элементами их градостроительной структуры были святилище (акрополь) и торговый центр (агора), вокруг которых располагались жилые кварталы. Центральное место в застройке городов занимали храмы ("жилища богов" со статуей внутри), которые сооружались сначала из сырцового кирпича и дерева, с конца VII в. до н. э. - из известняка, а с конца VI в. до н. э. - всё чаще из мрамора. Преобладающим типом храма был обнесённый колоннадой периптер. Он сложился в результате длительной эволюции от древнего жилища - мегарона к храму в антах, простилю и амфипростилю. Наряду с храмами строились различные по функциям общественного сооружения: булевтерии (дома для собраний), стои, театры, стадионы и др. С переходом к строительству из камня складываются главные разновидности архитектурного ордера, способствовавшего созданию тектонически ясного архитектурного образа, выработке соразмерных человеку архитектурных масштабов. Постройками дорического ордера являются храмы Геры в Олимпии, Аполлона в Коринфе, Деметры в Посейдонии (вторая половина VI в. до н. э.), храмы в Селинунте. Суровая монументальность облика дорических храмов эпохи архаики созвучна времени напряжённой общественной борьбы внутри полисов. Ионический ордер (к которому близок эолийский) возник в VI в. до н. э. в греческих городах Малой Азии. Строгая изысканность форм капители и стройность пропорций отличают его от дорического. Он применён в обширных многоколонных храмах с двойной колоннадой - диптерах (храмы Артемиды в Эфесе и Геры на острове Самос - оба середина VI в. до н. э.), а также (с некоторыми изменениями) в небольших изящных сокровищницах в святилище в Дельфах.

Скульптура эпохи архаики украшает храмы (рельефы фризов, метоп и фронтонов, фигурные и орнаментальные акротерии, антефиксы из камня и терракоты). Суровые изваяния изображают богов и мифических героев (Тесея, Геракла, Персея), борющихся со страшными чудовищами - олицетворениями зла и пороков. Массивность и слабая расчленённость фигур созвучна архитектурным формам архаических храмов (как бы набухающим стволам толстых колонн, монументальным антаблементам). Динамикой и сложностью композиции отличались многофигурные скульптурные фризы ионических храмов (фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах, около 525 до н. э.). От мало связанных друг с другом отдельных сцен постепенно совершается переход к целостным, гармоничным композициям. Рельефы на ранних фронтонах (храм Артемиды на острове Керкира, начало VI в. до н. э.) со временем сменяются круглой скульптурой с обобщённой обработкой тыльной стороны (Тифон в виде змееподобного существа на фронтоне древнего храма Гекатомпедона в Афинах, около 570 до н. э., ныне в Малом Акрополе, Афины).

Статуарная архаическая скульптура представлена первоначально небольшими деревянными, позже бронзовыми статуэтками ("Аполлон из Фив", первая половина VII в. до н. э.), затем изваяниями обнажённых юношей (куросов) и стройных девушек (кор) в длинных одеждах (особенно совершенны аттические и ионийские статуи зрелой и поздней архаики). В них воплотились эстетические представления о физическом совершенстве человека, доблести защитника полиса, могуществе божества. Неподвижность и обобщённость форм ("Артемида Делосская", середина VII в. до н. э., Национальный Археологический музей, Афины; "Гера Самосская", вторая четверть VI в. до н. э., Лувр) дополняются условным обозначением движения ("Нике Делосская", середина VI в. до н. э., приписывается скульптору Архерму, Национальный Археологический музей, Афины). Скульпторы, использовавшие как средство психологической выразительности лишь крайне ограниченную мимику человеческого лица (так называемая архаическая улыбка), умели вместе с тем достигать богатства эмоционального строя образов с помощью тонкой моделировки цельных объёмов, виртуозной пластической трактовки драпировок, отличающихся то сдержанным и строгим, то прихотливым линейным ритмом складок. В архаической скульптуре проявляются местные различия: ионические коры и куросы с их лиричностью и созерцательностью, плавной текучестью форм отличаются от суровых, резких по моделировке дорических статуй ("Клеобис" и "Битон" - обе около 600 до н. э., скульптор Полимен Аргосский, Музей в Дельфах).

В эпоху архаики получили развитие основной разновидности древнегреческих ваз: амфора, кратер, килик, гидрия и др. Вазописцы VII в. до н. э. создавали композиции так называемого ориентализирующего стиля. В их росписях, порой сплошь покрывающих поверхность сосудов, жёсткость линий и условность геометрических узоров постепенно уступают место гибкости линий и силуэтов, богатым растительным мотивам, распространяются сюжетные, главным образом мифические, сцены (наиболее частые в островной керамике). В конце VII-VI вв. до н. э. в вазописи Коринфа, а затем Афин утверждается чернофигурный стиль, ведущими мастерами которого были Клитий, Эксекий, Амасис. С именем Андокида связан переход около 530 до н. э. от чернофигурной (чёрные, покрытые лаком силуэтные изображения на красном фоне глины) вазописи к краснофигурной (контурные изображения чёрным лаком на красной глине; см. Вазопись). Высокое совершенство присуще в архаический период искусству глиптики.

В эпоху классики (V - третья четверть IV вв. до н. э.) достигли расцвета древнегреческие города, сложилась система регулярной планировки (Милет, Пирей), главные принципы которой (разбивка города прямоугольной сетью улиц, комплексная застройка жилых кварталов домами одинаковой величины и др.) принято связывать с именем архитектора Гипподама из Милета. "Гипподамова система" отвечала демократическим идеалам и структуре полиса. Типичным жилищем эпохи классики был дом из сырца, помещения которого группировались вокруг двора и примыкавшей к нему "пастады" (крытый проход на столбах). В архитектуре классических храмов (являвшихся не только святыней, но и своеобразным символом полиса) типические черты сочетались с индивидуальными особенностями: единая ордерная схема варьировалась путём изменения пропорций и масштаба построек. Каждый город-государство стремился к своеобразию своих главных сооружений. Поэтому при общности плана и ордерных элементов столь различны по архитектурному облику храм Афины Афайи на острове Эгина (около 500-480 до н. э.), храм Геры II (так называемый храм Посейдона) в Посейдонии (вторая четверть V в. до н. э.), храм Зевса в Олимпии (468-456 до н. э.) и др.

На рубеже VI-V вв. до н. э. происходят решительные перемены в изобразительном искусстве. Преодолевая условность архаических форм, скульпторы, вазописцы и живописцы начинают создавать более близкие к реальности образы, совершеннее изображать человеческую фигуру, её структуру и движение. Многофигурные сцены на фронтонах и фризах храмов приобрели более смелую и свободную композицию. Принципы "строгого стиля", возникшего в начале классической эпохи, наиболее отчётливо воплотились в вазописи. Вазописцы Эпиктет, Евфроний, Дурис, мастер Брига, работавшие в краснофигурной технике, создавали росписи как на мифические, так и на бытовые темы (сцены пирушек, занятий в школах, атлеты на стадионах). Их изображениям свойственны строгая подчинённость форме сосудов, лаконизм и вместе с тем свобода и естественность композиции, изящество обобщенного рисунка. "Строгий стиль" проявился и в скульптуре первой половины V в. до н. э. (скульптурные фронтоны храма Афины Афайи на острове Эгина, фронтоны и метопы храма Зевса в Олимпии). В раннеклассической пластике наряду с героическими образами (группа "Тираноубийцы" работы Крития и Несиота, 477 до н. э., Музей в Дельфах) создавались и возвышенно-лирические (рельефы так называемого трона Лудовизи, вторая четверть V в. до н. э., Национальный музей, Рим), отмеченные обобщённостью и гибкостью пластики, тонкостью моделировки, изысканным линейным ритмом. Поиски мастеров первой половины V в. до н. э. завершил Мирон. Совершенное пластическое выполнение человеческой фигуры, тонкое знание её структуры и движений дали ему возможность выразить непреходящие по своему значению идеи: победы прекрасного человеческого начала над уродливым ("Афина и Марсий"), красоты предельного напряжения гармонически развитого человеческого тела (статуя "Дискобол"). В середине и третьей четверти V в. до н. э. искусство классики достигло расцвета (так называемая высокая классика). Главным политическим и художественным центром Эллады в эпоху правления Перикла стали Афины. На разрушенном персами в период греко-персидских войн (500-449 до н. э.) Акрополе создавался стройный и свободный по пространственной композиции ансамбль, рассчитанный на непрерывную и последовательную смену точек зрения, в сооружениях которого гибко сочетались элементы симметрии и асимметрии, ионических и дорических ордеров. Архитекторы и скульпторы работали здесь под руководством Фидия. Иктин и Калликрат воздвигли на Акрополе храм Афины - Парфенон. В его строгих, гармоничных, классически ясных пропорциях, в праздничном монументальном облике как бы олицетворён триумф победы над персами. Архитектор Мнесикл построил парадные Пропилеи, безвестный мастер - изящный ионический Эрехтейон. Строгое архитектоничное скульптурное убранство Парфенона (рельефы метоп и фриза, статуи фронтонов) воплощает идеалы возвышенной красоты и гармонии. Изображения богов, афинян, шествующих в торжественной процессии, сцен борьбы кентавров с лапифами символизируют торжество разумного эллинского начала над силами варварства. Им свойственны высокое пластическое совершенство, виртуозная лёгкость моделировки и обработки поверхности мрамора. Классические идеалы, представления о гражданской доблести, нравственном и физическом совершенстве свободного эллина воплотились также в работах Алкамена и Кресилая, статуях Поликлета из Аргоса, нашли отражение в вазописи, во фресках Полигнота, терракотовых статуэтках, рельефных изображениях на монетах, произведениях глиптики. После Пелопоннесской войны 431-404 до н. э., в период кризиса греческой полисной демократии, интересы полиса всё более вытеснялись интересами отдельной человеческой личности. Всё большее внимание уделялось строительству сооружений, связанных с многообразными потребностями человека: гимнасиев, палестр, одеонов, театров (театр в Эпидавре, архитектор Поликлет Младший). Строго продуманная, функционально обусловленная композиция греческих театров легла в основу развития мировых зрелищных сооружений. В IV в. до н. э. появляется тенденция к увековечению личности в мемориальных постройках (мавзолей в Галикарнасе, памятник Лисикрата в Афинах).

В изобразительном искусстве возросший интерес к человеческой личности стимулировал развитие скульптурного портрета (работы Деметрия из Алопеки, конец V - первая половина IV вв. до н. э.). Противоречия действительности преломились в творчестве Скопаса, воплотившего в своих мифических скульптурных композициях драматизм борьбы, силу духовных и физических порывов человека (фриз мавзолея в Галикарнасе; статуя "Менада"). В статуях Праксителя преобладают спокойная мечтательность, элегические ноты. В работах Лисиппа, придворного скульптора Александра Македонского, проявляется острое ощущение изменчивой, драматически сложной жизни мира. Произведения Леохара, стремившегося следовать образцам классики V в. до н. э., свойственны черты академии, холодности. Широкой известностью пользовался во второй половине IV в. до н. э. живописец Апеллес, по свидетельству древних авторов искусно владевший светотенью.

Эллинистический период (конец IV - I вв. до н. э.) характеризуется расширением зоны распространения греческой культуры, её взаимодействием с культурой народов, входивших в состав монархии Александра Македонского, а затем государств его преемников. Законодателями вкусов в этот период стали малоазийские города. Невиданного размаха достигло строительство, выросли многочисленные новые города (Александрия, Антиохия на Оронте, Селевкия на Тигре и др.). Воздвигались огромные сооружения (Фаросский маяк в Александрии), создавались величественные архитектурные ансамбли (акрополь в Пергаме). Дифференцировались типы жилища (от скромного дома до дворца). В домах с традиционным планом внутренний двор превращался в обрамлённый колоннадой перистиль. Произведения эллинистической скульптуры (стремительная Нике Самофракийская, конец IV в. до н. э., Лувр; гибнущие в борьбе гиганты фриза Пергамского алтаря, II в. до н. э., Античное собрание, Берлин; напрягающий последние силы Лаокоон, около 50 до н. э., Музей Пио-Клементино, Ватикан) пронизаны внутренним напряжением, движением и тревогой, окрашены трагизмом мироощущения. Для искусства эллинизма характерно многообразие региональных школ, направлений, художественных задач. На смену гармоничному идеалу человека-гражданина приходят прославление владык, не имеющая предела монументализация образа божества (статуя Гелиоса - так называемый Колосс Родосский, не сохранилась), интерес к людям, стоящим на разных (в том числе низших) ступенях социальной лестницы, к возрастным особенностям человека, различным этническим типам (см. также Эллинистическое искусство).

После завоевания Греции Римом искусство эллинов входит в русло развития культуры завоевателей, обогащая последнюю своими гуманистическими традициями, но всё больше утрачивая самостоятельный характер. К опыту древнегреческого искусства широко обращалась художественная культура последующих веков. Его лучшие произведения, по словам К. Маркса, продолжают "... доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом" (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, 2 изд., т. 12, с. 737).

Лит.: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ВИИ, т. 1. М., 1956; ВИА, 2 изд., т. 2, М., 1973; О. Ф. Вальдгауэр, Античная скульптура, П., 1923; Н. И. Врунов, Очерки по истории архитектуры, т. 2, М.-Л., 1935; Ю. Колпинский, Искусство Греции эпохи расцвета, [М.], 1937; его же, Великое наследие античной Эллады и его значение для современности, М., 1977; В. Д. Блаватский, Греческая скульптура, М.-Л., 1939; его же, История античной расписной керамики, [М.], 1953; Н. А. Сидорова, Новые открытия в области античного искусства, [М., 1965]; А. П. Чубова, Иванова А. П., Античная живопись, М., 1966; Б. Р. Виппер, Искусство Древней Греции, М., 1972; В. М. Полевой, Искусство Греции, 2 изд., М., 1984.

Родительская категория: История | Культура
Категория: Страны | Города

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Арт сайты

Кто на сайте

Сейчас 858 гостей и зарегистрированных пользователей на сайте

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Авторизация на сайте Арт-Рисунок!