Арт-Рисунок

Художник живописец, график, гравёр, скульптор, архитектор.

Рейтинг:   / 1742
ПлохоОтлично 

Мантенья Андреа, итальянский живописец

А. Мантенья: Пьета - 1489. 83 x 51 см Дерево Возрождение Италия Копенгаген. Государственный художественный музей Мантенья Андреа (Mantegna) (1431-1506), итальянский живописец и гравёр эпохи Раннего Возрождения. Представитель падуанской школы. Учился у своего приёмного отца - Ф. Скварчоне в Падуе [1441(?)-48]. Испытал влияние Донателло, Андреа дель Кастаньо и живописи венецианской школы. Изучал древнеримскую скульптуру и архитектурный декор, увлекался археологией и эпиграфикой. Искусству Мантеньи присуще героическое мироощущение, проникнутое пафосом утверждения силы и достоинства человеческой личности. В росписях капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе (1449-55; в 1944 во время Второй мировой войны почти полностью погибли) проявилась приверженность Мантеньи к чёткой архитектоничной композиции, смелым ракурсам. Живописная манера Мантеньи отличается чеканностью форм и рисунка, металлическим отблеском красок, уподобленных драгоценным эмалям, строгостью и правдивостью обобщенных образов, героическим восприятием сурового каменистого пейзажа (алтарь церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 1457-59, хранится там же, отдельные части - в Лувре и Музее изящных искусств, Тур). С 1460 Мантенья жил в Мантуе, при дворе Лодовико Гонзага. В росписях "Камеры дельи Спози" в замке Сан-Джорджо (1474) Мантенья добился визуально- пространственного единства интерьера; иллюзионистические эффекты росписи (имитация круглого окна в потолке) предвосхищают аналогичные поиски Корреджо. Суровым духом римской античности проникнута серия монохромных картонов с "Триумфом Цезаря" (1485-88, 1490-92, Хэмптон-корт, Лондон). К поздним произведениям Мантеньи относятся аллегорико-мифические композиции для кабинета Изабеллы д'Эсте ("Парнас", 1497, Лувр, и др.), цикл монохромных картин ("Самсон и Далила", 1500-е гг., Национальная галерея, Лондон; и др.), исполненное композиционной остроты и драматизма полотно "Мёртвый Христос" (около 1500, Брера). Графические работы Мантеньи (7 гравюр на меди "Битва морских божеств") сочетают чёткую пластичность с нежностью штриховой моделировки.

Лит.: Т. П. Знамеровская, А. Мантенья..., Л., 1961; В. Н. Лазарев, Мантенья, в его кн.: Старые итальянские мастера, М., 1972; Н. В. Николаева, А. Мантенья, М., 1980; Tietze-Conrat E., Mantegna, L., 1955; Paccagnini G., A. Mantegna, Mil., 1961; Camesasca E., Mantegna, Mil., 1964.

Картины: Мантенья, Андреа

Родительская категория: Биография
Категория: Краткая биография

Художественно-исторический интернет-музей Арт-Рисунок

Арт сайты

Кто на сайте

Сейчас 55 гостей и зарегистрированных пользователей на сайте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика