Ларионов Михаил Фёдорович
- Просмотров: 27384
Ларионов Михаил Фёдорович, русский живописец
Ларионов Михаил Фёдорович (1881-1964), русский живописец, график, театральный художник. Учился в МУЖВЗ (1898-1910) у В. А. Серова и И. И. Левитана. Начав с произведений в духе позднего импрессионизма ("Куст сирени в цвету", 1904, ГТГ), с 1907 под воздействием фовизма и "наивного" искусства (лубок, ремесленная вывес- ка и тому подобное) писал в примитивистской манере гротескные сцены из провинциального быта и жизни солдат ("Отдыхающий солдат", 1911, ГТГ). Организатор (совместно с Н. С. Гончаровой) "левых" выставок "Бубновый валет" (1910), "Ослиный хвост" (1912) и др., создатель так называемого лучизма (одного из ранних опытов абстрактного искусства). С 1915 жил в Париже, оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева; в живописи вновь вернулся к ранней манере, камерному жанру и натюрморту.
Лит.: Д. Сарабьянов, Русская живопись конца 1900-х - начала 1910-х гг., М., 1971; George W., Larionow, P., 1966.
Комментарии
1881, Тирасполь, Бессарабия – 1964, Фонтене-о-Роз, Франция
Живописец, график, сценограф, оформитель книги.
Родился в семье военного фельдшера. Детство прошло в Тирасполе, здесь впоследствии создал серию своих лучших натурных импрессионистич еских полотен. В 1898–1910 (с перерывами) учился в МУЖВЗ, где занимался под руководством И.И. Левитана, К.А. Коровина, В.А. Серова. В 1900 сблизился с Н.С. Гончаровой. В 1900-е познакомился с современными течениями европейской живописи в московских собраниях С.И. Щукина и И.А. Морозова, а также во время поездки в Париж и Лондон. Участвовал в выставках МУЖВЗ, ТПХВ, СРХ, "Мир искусства", "Золотое руно", "Венок", Осеннего салона в Париже, Биеннале в Венеции (1890–1900). В 1910 инициатор и автор названия выставки "Бубновый валет" и последующих предавангардных выставок: "Ослиный хвост" (1912), "Мишень" (1913), "№4" (1914). Участвовал также в выставках авангарда ("Союз молодежи", "Трамвай В", 1915), в ряде зарубежных выставок ("Синий всадник" в Мюнхене, постимпрессиони стов в Лондоне).
Смена этапов в творчестве М.Ф. Ларионова отражает динамизм ассимиляции новаторских тенденций в России в начале 1900-х – конце 1910-х годов.
В ранний период творчества (1906–1907) создал целый ряд изысканных импрессионистич еских пейзажей и натюрмортов, развивающих в русле новых живописных открытий традиции А.К. Саврасова и К.А. Коровина. Среди импрессионистов 1900-х годов трудно найти более утонченного мастера, чем Ларионов.
Этому художнику, одаренному талантом творческой инициативы и умением увлекать окружающих своими идеями, выпала судьба быть первопроходцем и лидером предавангардных тенденций в России. Ларионов разрушает привычное представление о традиционных жанрах живописи. В конце 1900-х – начале 1910-х годов он переживает увлечение различными направлениями европейской живописи, что выразилось в концепции "всечества". Наконец, Ларионов приходит к неопримитивизму как варианту экспрессионизма ("Отдыхающий солдат", 1911), создает "Новый примитив", восходящий к формам первобытного искусства, рисункам детей (цикл "Времена года", 1912).
Последним открытием Ларионова стал "лучизм", в котором он приблизился к беспредметной живописи, изображая лучи, исходящие от различных предметов ("Петух", 1913).
После 1915 года большую часть жизни М.Ф. Ларионов провел в эмиграции в Париже, развивая найденные живописные принципы, но без прежнего экспериментатор ства.