Федотов Павел Андреевич
- Просмотров: 37856
Федотов Павел Андреевич, русский живописец
Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский живописец и график. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг.) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. В последующих произведениях, исполненных уже маслом ("Свежий кавалер", 1846. "Разборчивая невеста", 1847. "Сватовство майора", 1848, - все в ГТГ), Федотов более сложно строит сюжет, давая повествовательное раскрытие события, сочетает критический пафос с поэтическими представлениями о мире, добивается гармоничности композиции, чистоты красок, отделанности деталей. Используя традиции народного творчества, Федотов сочинял раёшные стихи на сюжеты своих картин и читал их на выставках. Лучшие живописные портреты Федотова - небольшие по размерам, представляющие модель в интимной обстановке, отмечены живописным единством ("Е. Г. Флуг", около 1850, "Н. П. Жданович", 1849 - оба в ГРМ). В рисунках Федотов достигает линейного и ритмического совершенства, продолжая работать над серией графических листов нравственно- критического содержания. В конце 40-х гг. к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Причастный к делу петрашевцев, гонимый цензурой и прессой, обречённый на нищенское существование, он оказался в бедственном положении. Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. Отказываясь от сатиры, Федотов создаёт образы, проникнутые сочувствием к человеку, новым пониманием живописных и графических проблем ("Вдовушка", 1851-52, "Анкор, ещё анкор!", 1851-52, - оба произведения в ГТГ; "Игроки", 1852, Киевский музей русского искусства). Обыденный факт, положенный в основу сюжета, вырастает в обобщённый образ почти символического характера, передающий безысходность человеческой жизни в атмосфере николаевского режима. Творческое наследие Федотова сыграло видную роль в развитии русской живописи второй половины XIX в.
Лит.: Д. В. Сарабьянов, П. А. Федотов, [М., 1969]; его же, П. А. Федотов и русская художественная культура 40-х гг. XIX в., М., 1973; его же, П. А. Федотов. Л., 1985; Загянская город А., П. А. Федотов, М., 1977.
Комментарии
1815, Москва – 1852, Санкт-Петербург
Живописец, график. Жанрист, портретист.
Родился в семье бедного чиновника. В 1826–1833 годах учился в Первом Московском кадетском корпусе; по окончании как лучший из выпуска был направлен в чине прапорщика в гвардейский Финляндский полк в Петербурге.
В полку П.А. Федотов занимался искусством как дилетант: писал стихи, сочинял песни, рисовал. В период службы (1834–1844) посещал с перерывами как вольнослушатель классы Академии художеств. За это время создал множество рисунков и акварелей, изображающих сцены полкового быта, исполнил ряд акварельных портретов, жанровых сцен.
В 1844 году П.А. Федотов вышел в отставку, решив посвятить себя живописи. Пользовался советами К.П. Брюллова. На академической выставке 1849 года экспонировал три первые картины: "Свежий кавалер". Утро чиновника, получившего первый крестик" (1846), "Разборчивая невеста" (1847), "Сватовство майора" (1848), снискавшие художнику громкий, но недолгий успех и звание академика "по живописи домашних сцен".
Художник работал также в жанре портрета, выполнил большое количество рисунков и сепий.
За краткий период развития (1840-е – 1852 годы) искусство П.А. Федотова претерпело значительную эволюцию. Ранние произведения мастера отличает юмор житейских положений, поданных с долей назидательности и сочетающих беззлобную насмешливость с любованием красотой предметного мира. Федотов привносит в жанровую живопись фабулу, последовательно , по принципу театральной мизансцены развивающееся действие, драматургическу ю увлекательность сюжета. Современники отмечали, что сила творчества художника – "в поучении нравов через зрелище изящного".
В поздних картинах Федотова повествовательн ое начало угасает, художественный язык обретает метафоричность, начинает звучать нота трагического одиночества и обреченности.