Перов Василий Григорьевич
- Просмотров: 35652
Василий Григорьевич Перов, русский живописец
Перов Василий Григорьевич (1833/1834 - 1882), русский живописец. Учился в Арзамасской школе живописи А. В. Ступина (1846-49, с перерывами) и в МУЖВЗ (1853-61; преподавал с 1871). Пенсионер АХ (1862-69, до 1864 в Париже). Член-учредитель ТПХВ (см. Передвижники). Создатель обличительных жанровых картин, направленных против уродливых явлений современной ему действительности ("Сельский крестный ход на пасхе", 1861, "Чаепитие в Мытищах", 1862, - обе в ГТГ), проникнутых сочувствием и состраданием к нищим и обездоленным ("Проводы покойника", 1865, "Утопленница", 1867, "Последний кабак у заставы", 1868, - все в ГТГ). Во многих картинах Перова большую роль играет пейзаж, создающий общее настроение, а также серовато-коричневая гамма красок, придающая произведениям колористическое единство. Перов обращался к изображению людей из народа ("Фомушка-сыч", 1868, "Странник", 1870, - оба в ГТГ), представителей передовой русской интеллигенции ("А. Н. Островский", 1871, "В. И. Даль", "Ф. М. Достоевский", - оба 1872, все в ГТГ). Портреты Перова отмечены точностью социальной характеристики, единством композиции, позы и жеста с психологическим состоянием человека. В 70-80-х гг. в условиях роста общественных противоречий в пореформенную эпоху, когда были исчерпаны возможности просветительской критики действительности, Перов перешёл преимущественно к бытописательским, "охотничьим", историческим сценам ("Птицелов", 1870, "Охотники на привале", 1871, "Никита Пустосвят", 1881, - все в ГТГ).
Лит.: Н. Ф. Лапунова, В. Г. Перов, М., 1968; О. А. Лясковская, В. Г. Перов: особенности творческого пути художника, М., 1979.
Комментарии
1834, Тобольск – 1882, Москва
Живописец, жанрист, портретист, мастер исторических картин.
Внебрачный сын юриста барона Г.К. Криденера. В 1846–1849 – воспитанник Арзамасской школы живописи А.В. Ступина. В 1853–1862 учился в МУЖВ у М.И. Скотти, А.Н. Мокрицкого и С.К. Зарянко. В год окончания училища получил большую золотую медаль за картину "Проповедь в селе" (1861) и звание классного художника 1-й степени. В 1862 в качестве пенсионера Академии художеств уехал в Европу (посетил Францию и Германию). Вернулся досрочно для изучения сюжетов из русской жизни. В 1866 получил звание академика, с 1870 – профессор Академии художеств. В 1871–1882 преподавал в МУЖВЗ. В 1870 стал одним из основателей ТПХВ.
Творческий метод В.Г. Перова складывался под влиянием эстетики Н.Г. Чернышевского и отличался острой социальной направленностью . Часто повторял свои работы. В 1877 неожиданно пересмотрел взгляды на искусство и вышел из Товарищества передвижников.
Уже в начале творческого пути Перов выступил как художник социально-крити ческого направления. Сложившаяся в России революционная ситуация обостряла критическое восприятие художником современной действительност и. Ранние произведения Перова отличает подробная описательность, драматизм и злободневность в выборе сюжета, реалистичность изображения и критическое осмысление жизненных ситуаций. Одной из тем художника стало разоблачение бездуховности и алчности духовенства, безверия и невежества народа ("Сельский крестный ход на Пасхе", 1861).
Творчество художника второй половины 1860-х разнообразнее по тематике и более лирично по содержанию.
К этому периоду относятся выдающиеся портреты (среди них "Портрет Ф.М. Достоевского", 1872).
Изменяется творческая манера художника: от подробных описаний ситуации, обилия персонажей и обличающих, "говорящих" деталей он переходит к большей психологичности и драматизму, при этом большую роль в произведениях живописца начинает играть пейзаж ("Проводы покойника", 1865).
В 1870-е бытовой жанр Перова приобретает новое направление. Художника привлекает изображение различных социальных типов людей, а также изображение "маленьких радостей каждого дня" ("Охотники на привале", 1871).
В конце 1870-х художник несколько лет работал над созданием масштабного исторического полотна, рассказывающего о пугачевском бунте ("Суд Пугачева", 1879).
Вклад В.Г. Перова в развитие искусства критического реализма второй половины ХIХ столетия чрезвычайно велик.