Головин Александр Яковлевич
- Просмотров: 30357
Головин Александр Яковлевич, театральный художник
Головин Александр Яковлевич (1863-1930), советский театральный художник. Народный артист РСФСР (1928). Учился в МУЖВЗ (1881-89) и в Париже (1889, 1897). Член объединения "Мир искусства". В 90-х гг. участвовал в деятельности художественного кружка в Абрамцеве, в конце 1900-х гг. оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева в Париже (балет И. Ф. Стравинского "Жар-птица", 1910). Для произведений Головина характерно стремление к целостности художественного образа спектакля; эскизы декораций, костюмов, бутафории отточены в каждой детали, пятна тонко нюансированных оттенков цвета ложатся друг подле друга, подобно мозаике ("Маскарад" М. Ю. Лермонтова, Александрийский театр, Петроград, 1917; "Женитьба Фигаро" Бомарше, МХДТ, 1927). Головин писал также театрализованные портреты деятелей русской культуры ("Ф. И. Шаляпин в роли Бориса Годунова", темпера, клеевые краски, 1912, ГРМ), декоративные пейзажи и натюрморты.
Лит.: А. Головин. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине, Л.-М, 1960; А. Бассехес, Театр и живопись Головина, М., [1970]; С. Онуфриев, Головин, [Л., 1977]; И. М. Гофман, Головин - портретист, Л., 1981.
Комментарии
1863, Москва – 1930, Детское село (ныне Пушкин)
Живописец, график, сценограф. Работал в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта.
В 1881–1889 учился в МУЖВЗ у В.Д. Поленова и И.М. Прянишникова. Испытал влияние М.А. Врубеля, К.А. Коровина. В 1889–1897 занимался в Париже в академии Ф. Коларосси и Витти. В 1898 поступил декоратором в Большой театр в Москве. В Петербурге стал ведущим декоратором императорских театров (с 1901). Член объединения "Мир искусства" (с 1902). Академик (с 1912). Народный артист РСФСР (1928).
Наиболее ярко художественный талант А.Я. Головина проявился в новом понимании задач театральной декорации как основы синтеза искусств в театре.
Станковой живописи художника свойственна орнаментальност ь. Своеобразие его живописной манеры проявляется в суховатой графичности, плоскостности, подчинении цвета декоративным задачам. Художник последовательно воплощал эстетические принципы и приемы стилизации, характерные для модерна.
Расцвет творчества Головина пришелся на вторую половину 1900-х – начало 1910-х годов. В этот период он создал замечательные театрализованны е портреты, пейзажи, натюрморты. Среди них "Портрет артиста Ф.И. Шаляпина в роли Олоферна в опере А.Н. Серова "Юдифь" (1908), "Натюрморт. Фарфор и цветы" (1915). В духе эстетизма, характерного для модерна, Головин предпочитал избранные предметы, романтические пейзажные мотивы. Причудливые сплетения линий и пятен в его картинах создают порой фантастическую реальность.
Наиболее значительные работы в театре были созданы в 1910-е годы (например, декорации к опере К. Глюка "Орфей и Эвридика" (1911) на сцене Мариинского театра в Петербурге). Всемирную известность художнику принесли эскизы декораций к балету "Жар-птица" (1911) на музыку И.Ф. Стравинского в Парижских сезонах С.П. Дягилева.