Брак Жорж
- Просмотров: 29149
Брак Жорж, французский живописец
Брак Жорж (Braque) (1882-1963), французский живописец и график, скульптор. Учился в Школах изящных искусств в Гавре и Париже (1902-04). С 1905 писал пейзажи в духе фовизма; в 1908 совместно с П. Пикассо стал основателем кубизма. В почти монохромных кубистических композициях ("Женщина с гитарой", 1913, Национальный музей современного искусства, Париж) Брак стремился к абстрагированию форм и к разнообразию фактуры, широко применял коллаж. После 1917 постепенно отошёл от кубизма, писал более разнообразные по цвету, декоративные по характеру произведения ("Чёрные рыбы", 1942, Национальный музей современного искусства, Париж). Выполнил серии цветных литографий ("Тетради Жоржа Брака", 1947), росписи церкви в Асси (1945), плафоны залов в Лувре (1953). В последних работах пришёл к строго натуральному изображению природы.
Лит.: Brunet C., Braque et l'espacе, P., 1972; Mosele F., Die kubistische Bildsprache von J. Braque…, Z., 1973.
Комментарии
Жорж Брак – знаменитый художник из Франции с 1908 года решительно отошел от раннего увлечения импрессионизмом и последующей работы в стиле фовизм. Новым его интересом, отражавшим господствующие в Европе тенденции в художественном искусстве, стал революционный кубизм.
Спокойное живописное морское побережье – порт Эстак в Марселе – излюбленное многими художниками райское местечко. Поддался обаянию этой тихой гавани и живописец Брак. Плененный идеями кубизма, он писал пейзажи природы и городские сюжеты. Квадраты и прямоугольники жилых районов портового города как нельзя лучше подходили для написания кубических сцен. «Дом в Эстаке» – одна из таких работ.
На картине видно, как завораживала мастера пространственна я геометрия, и как старательно он изучал построение перспективы. За основу каждого изображения дома Брак взял форму куба, но применив эффект затемнения, он добился иллюзорного сглаживания объемности.
Песочного цвета угловатые невысокие здания выглядят на полотне плоскими благодаря искусной игре света. Ветви и листья деревьев у верхних углов картины смотрятся громоздкими и геометричными, гармонируя с домами, скопленными в композиционном центре и уходящими куда-то вдаль, за границы рисунка.
Проведенное лето в Эстаке подарило в итоге миру искусства серию из шести полотен, выполненных в стиле кубизм. Однако, они не были сразу приняты на ура общественностью , как и все поистине гениальное. Художник выставляет картины на личной выставке, где знакомство с новым курсом в живописи подготовило зрителей к созерцанию и радушному принятию в будущем более радикальных изобразительных решений.
«Дом в Эстаке» – весомое творение Брака, сыгравшее значительную роль в развитии кубизма и его признании критиками и художниками иных направлений.