Серебрякова Зинаида Евгеньевна
- Просмотров: 33203
Серебрякова Зинаида Евгеньевна, русский живописец
Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884-1967), русский живописец. Дочь Е. А. Лансере. Училась в Петербурге в школе-мастерской М. К. Тенишевой (с 1901) и в студии О. Э. Браза (1903-05). Член объединения "Мир искусства". С 1924 жила в Париже. Характерная для неоклассицизма тяга Серебряковой к созданию идеальных, прекрасных женских образов, к уравновешенности композиции, осязаемо-чувственной лепке объёмов, точности и лаконичности рисунка сформировалась под воздействием искусства итальянских мастеров XVI-XVII вв. и традиций творчества А. Г. Венецианова ("В бане", 1913, ГРМ; "Беление холста", 1917, "Коллиур. Катя на террасе", 1930, - оба произведения в ГТГ).
Лит.: А. Н. Савинов, З. Е. Серебрякова, Л., 1973; В. П. Князева, З. Е. Серебрякова, М., 1979.
Комментарии
1884, имение Нескучное Курской губ. – 1967, Париж
Живописец, график, мастер монументального искусства. Работала в жанрах портрета, натюрморта, пейзажа, ню.
Дочь известного скульптора Е.А. Лансере, сестра художника Е.Е. Лансере, племянница А.Н. Бенуа. Художница была замужем за инженером-путей цем Б.А. Серебряковым, имела четверых детей. В 1901 училась в школе М.К. Тенишевой, в 1903–1905 в мастерской О.Э. Браза, в 1905–1906 – академии де ла Гранд Шомьер в Париже. Много путешествовала по Европе. С 1911 постоянная участница выставок "Мира искусства". С 1924 жила в Париже.
З.Е. Серебрякова ярко заявила о своем таланте в 25 лет работой "За туалетом. Автопортрет" (1909). В своих творческих исканиях она была близка художникам "Мира искусства". В ранний период творчества предпочитала камерные сюжеты (групповой портрет своих детей "За завтраком", 1914). Ее картинам свойственны светоносность красок, декоративная изысканность цвета, особое внимание к предметному миру. В живописной манере она стремится соединить открытия импрессионизма с традиционной техникой письма, используя прозрачные лессировки.
Неоклассические поиски Серебряковой в 1910-е годы отражали новые художественные устремления "Мира искусства". Интересно обращение художницы к монументальному искусству: в 1914–1915 годах вместе с другими мастерами "Мира искусства" она работала над эскизами для росписи Казанского вокзала в Москве. Монументальной обобщенностью отличается и живописное полотно "Беление холста" (1917).
В начале 1920-х годов художница создала изысканные пастели на тему балета. Серебрякова имела возможность постоянно погружаться в закулисную жизнь в училище Мариинского театра, где училась ее дочь Татьяна, впоследствии ставшая художницей.
В 1919 году умер от тифа муж Серебряковой. В 1924 году с двумя младшими детьми художница отправилась в Париж к своему дяде А.Н. Бенуа, надеясь поправить материальное положение семьи и вернуться на Родину. Но этим планам не дано было осуществиться. Семья воссоединилась только после второй мировой войны. За границей художница продолжала упорно работать, создавала портреты, ню. Особенно интересны остротой натурных наблюдений пастели, выполненные во время поездки в Марокко.