Мухина Вера Игнатьевна
- Просмотров: 28419
Мухина Вера Игнатьевна, скульптор
Мухина Вера Игнатьевна (1889-1953), советский скульптор. Народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947). Училась в Москве (1909-12) у К. Ф. Юона и И. И. Машкова, а также в Париже (1912-14) у Э. А. Бурделя. Преподавала в МВХПУ (1926-27) и Вхутеине (1926-30). Уже в ранних произведениях Мухиной, отмеченных влиянием кубизма, заметно тяготение к монументальности и лаконизму форм. После Октябрьской революции 1917 Мухина участвовала в реализации ленинского плана монументальной пропаганды, создавала проекты романтически приподнятых, пронизанных бурным движением памятников ("Пламя революции", 1922-23, гипс, ГМР), а также станковые фигуры, крепко сбитые, утяжелённые объёмы которых выражают внутреннюю мощь натуры ("Крестьянка", 1927, ГТГ). С 30-х гг. Мухина всё чаще обращается к проблемам синтеза искусств, выполняет ряд монументально-декоративных работ ("Хлеб", бронза, 1939, ГТГ, и др.). Главный результат её поисков - группа "Рабочий и колхозница" для советского павильона на Всемирной выставке 1937 в Париже (нержавеющая сталь, 1935-37, ныне установлена перед северным входом ВДНХ; Государственная премия СССР, 1941), ставшая символом нового советского общества. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 Мухина работала преимущественно в области портрета: с суровой правдивостью передавала облик советских воинов ("Б. А. Юсупов" и "И. Л. Хижняк", оба - гипс, 1942, и бронза, 1947, ГТГ; Государственная премия СССР, 1943), создавала образы деятелей науки и культуры ("Академик А. Н. Крылов", дерево, 1945, ГТГ). В послевоенный период Мухина завершила исполненный И. Д. Шадром проект памятник А. М. Горькому для Москвы (совместно с Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой, архитектор З. М. Розенфельд, бронза, гранит, 1951; Государственная премия СССР, 1952), работала над памятником П. И. Чайковскому в Москве (совместно с Зеленской и Ивановой, архитектор А. А. Заварзин, бронза, гранит, открыт в 1954). Оформляла также выставки и театр, спектакли, создавала проекты одежды и рисунки для тканей, изделия из фарфора и стекла. Имя Мухиной присвоено Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу (1953).
Соч.: Художественное и литературно-критическое наследие, т. 1-3, М., 1959-60.
Лит.: О. П. Воронова, В. И. Мухина, [М., 1976]; П. К. Суздалев, В. И. Мухина, М., 1981.
Комментарии
1889, Рига – 1953, Москва
Скульптор, монументалист, график, художник театра.
В 1908–1911 училась в студии К.Ф. Юона, в 1911–1912 – в мастерской И.И. Машкова, в Париже в Академии Гранд-Шомьер у Э.А. Бурделя (1912), в частной школе Э. Коларосси, в академии Ла Палетт у А. Ле Фоконье и Ж. Метценже.
В 1926–1927 преподавала в Художественно-п ромышленном техникуме при Музее игрушки в Москве, в 1927–1930 – в московском Вхутеине.
Член Московского профессионально го союза скульпторов-худ ожников (1917–1919), общества художников "Четыре искусства" (1924–1931), Общества русских скульпторов (1925–1932).
Удостоена Гран-при Всемирной выставки (1937). Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственных премий СССР.
В.И. Мухина – самый выдающийся отечественный скульптор ХХ столетия. Начало ее творчества связано с эпохой символизма, наложившей отпечаток на всю дальнейшую деятельность. В те годы, когда авангард первенствовал в мировом искусстве, она совершенствовал а свое мастерство в частных студиях его лидеров в Париже. Вернувшись в Москву в 1915 году, наряду с работой над скульптурой она принимает участие в оформлении спектаклей вместе с А.А. Экстер. Сразу после революции Мухина становится одним из активных участников ленинского плана монументальной пропаганды, согласно которому в России устанавливались памятники революционным деятелям.
В 1920-е годы она создала наиболее известные скульптуры ("Ветер", 1926–1927; "Крестьянка", 1927). С начала 1930-х годов постоянно работала в монументальном жанре, апогеем которого стала скульптурная группа "Рабочий и колхозница", выполненная в 1936–1937 годах для Всемирной выставки в Париже. Некоторые из спроектированны х Мухиной памятников были установлены (А.М. Горькому в Москве и Горьком (ныне Нижний Новгород), П.И. Чайковскому в Москве), хотя порой на преодоление препятствий установке у художницы уходили многие годы.
С середины 1930-х годов Мухина также занималась декоративно-при кладным искусством. Она – один из новаторов в создании скульптуры из стекла.
Неистощимая энергия, позволявшая прилагать ей свой талант в самых разных областях, включая организаторскую , определяла творческий путь Мухиной на протяжении всей жизни.
«Рабочий и колхозница» — олицетворение советского периода истории, его идеалов и социальной направленности. Памятник состоит из двух фигур – девушки и юноши, которые держат над головами символы пролетарской власти – серп и молот. Скульптура занимает почетное место в истории монументального искусства страны советов и «родная» для жителей бывшего СССР.
Известный архитектор Борис Иофан, черпая вдохновение от выдающихся скульптур Древней Греции и Рима, разработал концепцию создания подобного монумента, но с «советским» шармом. В 1936 году был организован конкурс на лучшее проектирование статуи. Среди работ талантливых скульпторов был выделен набросок Веры Мухиной, которая и воплотила в жизнь замысел грандиозного памятника.
Сначала из гипса была создана уменьшенная модель памятника высотой в 1,6 м. Во время сооружения этот образец планировалось увеличить в 15 раз. Сооружение памятника происходило на заводе машиностроения и металлообработк и с привлечением огромного количества работников. Впервые для памятника был использован новый материал – нержавеющая сталь.
Поскольку статуя была громоздкая, под каждую деталь конструировалис ь шаблоны из дерева, которые применялись в качестве каркаса для листов стали. Для соединения элементов статуи была испробовано новшество того времени – технология электросварки. На создание монумента была потрачено 3,5 месяца и громоздкая работа сполна оправдала себя. Несмотря на трудности перевозки гигантского памятника, в 1937 году он был доставлен в Париж и достойно презентовал монументальное искусство Советского Союза.
Когда скульптура была возвращена на родину, долго открытым оставался вопрос о размещении статуи. После реконструкции, монумент «Рабочий и колхозница» был установлен на пьедестале в 11 метров и поставлен на Северном входе ВСХВ – ВДНХ. Образ памятника был настолько удачно разработан, что вскоре советская киностудия «Мосфильм» стала использовать его в качестве эмблемы.