Керамика
- Просмотров: 33995
Керамика, изделия и материалы из глин
Керамика (греч. keramike - гончарное искусство, от kйramos - глина), изделия и материалы из глин или их смесей с различными неорганическими соединениями, закреплённые специальным обжигом. Основными технологическими видами керамики являются терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор. Керамика составляет обширную область декоративно-прикладного искусства и монументального искусства: пластические свойства глин и богатство керамического декора позволяют создавать разнообразную художественную утварь, скульптуру, панно, вазы. Керамика - распространённый вид строительных и декоративных материалов (кирпич, черепица, облицовочные плитки, изразцы, плитки для полов, архитектурные детали).
Пластичность глин использовалась человеком ещё на заре его существования, и едва ли не первыми изделиями из глины стали изображения людей и животных, известные ещё в палеолите (фигурки из Дольни-Вестонице, Чехия, 27-е тысячелетие до н. э.). К позднему палеолиту относятся и первые попытки обжига глин (рельефные изображения животных в пещере Тюк-д'Одубер, Франция). Широко обжиг глин, изделий с целью придать им твёрдость, водоустойчивость и огнестойкость стал применяться только в неолите. Освоение керамики - первого созданного человеком материала - происходило независимо друг от друга в разных частях Земли. Первоначально посуду лепили от руки. Сосуды были толстостенные, преимущественно открытых форм, конусовидные, остродонные или со скруглённым дном; их ставили в углубление между камнями очага или вкапывали в песок. Позднее появились сосуды с плоским дном, что свидетельствовало об изменениях быта в связи с переходом к оседлому образу жизни. В эпоху неолита керамика обрела разнообразие форм; стенки сосудов покрывались орнаментом, имевшим важное эстетическое и культовое значение. Благодаря чёткости и устойчивости видов орнаментики керамика служит основой определения многочисленных археологических культур, например, шнуровая ("дзёмон"; на территории Японии, 8-4-е тысячелетия до н. э.), линейно-ленточная (на территории Чехии, Венгрии, Румынии, с 5-го тысячелетия до н. э.), ямочно-гребенчатач (угро-финны; на лесной территории от восточной Скандинавии до Прибайкалья, конец 4 - 3-е тысячелетие до н. э.). Гравированные линейный и точечный, штампованный геометрический и налепной рельефный узоры достигли значительного разнообразия. Богатством узоров отмечена и расписная керамика (геометрические, зооморфные и антропоморфные мотивы на сосудах самаррской культуры в Средней Месопотамии, 6-е тысячелетие до н. э., хварской культуры на острове Хвар в Хорватии, конец 3-го тысячелетия до н. э., центров Эгейского мира, 7-е - начало 3-го тысячелетия до н. э.). Строгая декоративность была присуща лощёным сосудам (красных, коричневых тонов - из Хаджилара в Турции, 6-е тысячелетие до н. э., чёрным - из эгейских центров, 7-е - начало 3-го тысячелетия до н. э.), а также покрытым блестящей протолаковой краской (в посёлках материковой Греции). Распространение получила мелкая пластика: значительным художественным явлением стало изготовление женских статуэток (см. Коропластика) в искусстве Эгейского мира (7-е - начало 3-го тысячелетия до н. э.), развивавшееся от условных, схематичных форм к приближённым к натуре, обобщённым. С периода энеолита керамика стала использоваться и как строительный материал. Трипольской культуре (на территории между Восточным Прикарпатьем и Средним Поднепровьем, 4-3-е тысячелетия до н. э.) принадлежат глинобитные дома, нижняя часть стен которых подвергалась тщательному обжигу, а фасады расписывались жёлтой и красной красками. Увеличилось количество типов сосудов. Трипольская керамика представлена грушевидными сосудами, сосудами с округлым туловом и высоким венчиком, сдвоенными биноклевидными ритуальными кубками; в декоре преобладал спирально-меандровый орнамент, подчас включавший силуэтные изображения животных и человека. Мелкая пластика трипольской культуры - фигурки животных и женщин, покрытые точечными наколками, символическими росписями. Для культуры Яншао (Китай; 4-3-е тысячелетия до н. э.) характерны остродонные кувшины, чаши и миски с полихромным орнаментом, иногда с зоо- и антропоморфными мотивами. К культуре колоколовидных кубков (на территории Южной и Центральной Европы, Великобритании; 3-е - начало 2-го тысячелетия до н. э.) относятся сосуды в виде перевёрнутого колокола с оттиснутыми ленточным и штриховым узорами.
В эпоху бронзы, со сложением ранних классовых обществ, в государствах Двуречья, а также Эламе, Египте выделились специалисты-ремесленники, пользовавшиеся гончарным кругом (сосуды из некрополя Суз, 3-е тысячелетие до н. э., плавные по очертаниям, с выделенными краями горла, украшенные геометризованными изображениями животных), впервые парадная посуда стала покрываться цветной глазурью, возникли утончённые по формам изделия из фаянса (Египет, 2-е тысячелетие до н. э.). В отделке зданий (первоначально из сырцового кирпича, а позже, в 3-м тысячелетии до н. э., - обожжённого) применялась разноцветная терракотовая мозаика (колонны и полуколонны "Красного здания" в Уруке, конец 4-го тысячелетия до н. э.), рельефы из глазурованных кирпичей (Ворота Иштар в Вавилоне, VI в. до н. э.). К Хараппской цивилизации (середина 3-го тысячелетия - XVII-XVI вв. до н. э.), процветавшей в долине Инда, относятся лощёные сосуды, близкие по форме посуде Двуречья, а также кирпичные плитки для мощения полов, терракотовые статуэтки. В Китае в эпоху Луншань (первая половина 2-го тысячелетия до н. э.) на гончарном круге изготовлялись тонкостенные чернолощёные сосуды строгих пропорций (треножник "ли", котелок "дин", кружки, бокалы на высокой ножке и т. д.), во второй половине 2-го - 1-м тысячелетии до н. э, - глазурованная посуда и отдельные сосуды из высококачественной белой глины - каолина.
Богатейшая расписная керамика (сосуды, статуэтки, рельефы) характерна для эгейского искусства. Важное место в истории керамики занимает керамика Древней Греции, оказавшая большое влияние на керамику многих народов. В Древней Греции были выработаны разнообразные типы сосудов (амфора, арибалл, гидрия, киаф, килик, лекиф, скифос и т. д.), изящно и чётко профилированные, украшенные чернолаковой и краснолаковой росписью на мифологические и бытовые темы (см. Вазопись). Широкую известность получили совершенные по пластике терракотовые статуэтки (в Танагре); художественная выразительность была присуща терракотовым лепным и расписным архитектурным деталям (карнизы, акротерии и др.). Для искусства керамики этрусков характерны погребальные урны-"канопы" со скульптурными изображениями умерших, вазы-"буккеро" чёрного или красного цвета (часто имитирующие металл) с гравированными или рельефными украшениями. В Древнем Риме были распространены сосуды из цветной поливной керамики, украшенные рельефом; развивалось производство кирпича, служившего для сооружения сложных, в т. ч. сводчатых, строительных конструкций. Традициям римской керамики следовало керамическое производство Византии. С IX в. под влиянием Ближнего Востока здесь распространились сосуды с рельефным орнаментом, покрытые прозрачной глазурью. В строительстве широко применялся обожженный кирпич - плинфа, керамические поливные архитектурные детали.
В феодальную эпоху ведущую роль в керамическом производстве играли страны Востока. В Китае с IV-V вв. изготовлялись фаянсовые изделия, а в VI-VII вв. в результате длительного совершенствования технологии возник фарфор [центры производства - Синчжоу (современный Синститутай), Лунцюань, с XIV в. один из основных центров производства фарфора - Цзиндэчжэнь]. Китайская керамика (посуда, вазы, скульптура, монументальные облицовки, архитектурные детали, глазурованная черепица) благодаря техническому и художественному совершенству, беспримерному богатству форм и декора оказала огромное влияние на мировое керамическое производство. С X в. всемирную известность получили фарфоровые изделия Кореи. Под влиянием Кореи и Китая развивалась керамика в Японии: в IV-VI вв. до н. э. распространилась погребальная полая внутри глиняная скульптура ("ханива"), с XIII в. появились вазы, чаши с высококачественными глазурованными покрытиями, со второй половины XIV в. с развитием чайной церемонии - сосуды из пористой тяжёлой керамической массы [центры - Сето (современный Айти), Карацу [современный Сага)], с конца XVI в. изготовлялись изделия из фарфора [Арита (современный Сига)]. В средневековой Средней Азии, Иране, Азербайджане, Турции, арабских странах развилась архитектурная керамика: узорная кирпичная кладка, резная терракота, майоликовая полихромная плиточная и мозаичная облицовка зданий. К лучшим образцам таких видов архитектурной отделки относится декор зданий Самарканда, Бухары XIV-XV вв. Здесь же создавалась превосходная керамическая утварь. Особенно выделялись сосуды с росписью люстром - фаянс иранского г. Рея XIII в. и испано-мавританская майолика XIII-XV вв.
Искусство керамики индейцев Америки (не знавшее гончарного круга до появления в начале XVI в. европейцев) пережило расцвет в VII-XV вв.: терракотовые статуэтки майя, фигурные сосуды и маски ацтеков, разнообразные по форме (в т. ч. "лицевые") расписные сосуды инков.
В Древней Руси уже в X в. на гончарном круге выполнялись сосуды различных форм (чаши, ковши, корчаги и т. д.), украшенные резным линейным и штампов, геометрическим декором, а с XI в. - росписью с применением глазури и эмали; распространились покрытые цветной глазурью облицовочные плитки, из которых составлялись сложные орнаменты; для возведения монументальных построек использовалась плинфа.
В Западной Европе керамическое производство стало вновь интенсивно развиваться с эпохи Возрождения. Под некоторым влиянием испано-мавританская Керамика в Италии в конце XIV-XVII вв. развивалось искусство майолики, в которой сюжетная роспись стала впервые в Европе после античности господствующим видом декорировки изделий, а керамическая скульптура получила монументальный характер (в гг. Фаэнца, Дерута, Губбио, Урбино; скульптура семьи Роббиа). Итальянская майолика оказала заметное влияние на майолику Германии XV в. (в Нюрнберге и других городах), где, однако, уже с XIV в. стали изготовлять сосуды из каменной массы, изразцы, а также на майолику Франции XVI-XVIII вв. (в гг. Ним, Лион, Невер), развивавшуюся параллельно с производством фаянса. Широкую известность получили французские тончайшие фаянсовые сосуды г. Сен-Поршер, а также т. н. сельские глины - покрытые цветными поливами декоративные блюда мастерской Б. Палисси. В Голландии в XVII-XVIII вв. создавались фаянсовые расписные изразцы (в гг. Роттердам, Гауда), знаменитая посуда - т. н. делфтский фаянс (собственно майолика; в г. Делфт), испытавшая влияние дальневосточной керамики.
На Руси после упадка, вызванного монголо-татарским нашествием, производство керамики возродилось к XIV-XV вв. В бытовой керамике с XVI в. применялись "морение" (копчение) и лощение, а с XVII в. (преимущественно на флягах) появились геометрическая орнаментация, плоскорельефные изображения; некоторые сосуды (в т. ч. кумганы) воспроизводили металлические формы. В XVIII в. наряду с гончарными ремесленными изделиями стала выпускаться майоликовая посуда с росписью по сырой эмали (фабрика А. К. Гребенщикова в Москве, основана в 1724). Основными строительными материалами были кирпич, черепица, плитки; уже в XVI в. появились царские кирпичные заводы и первый стандартный "государев большой кирпич". Для украшения фасадов зданий и внутренних помещений делали рельефные изразцы - терракотовые и глазурованные (зелёные - "муравленые" и полихромные - "ценинные"), В XVII в. известны работавшие в Москве белорусские мастера Пётр Заборский, Степан Полубес и др. Производство изразцов было налажено также в Ярославле и других городах. С XVIII в. рельефные изразцы были вытеснены гладкими с сюжетной росписью.
Подлинным переворотом в истории европейской керамики стало изобретение в начале XVIII в. в Германии Ф. И. Бётгером (при содействии Э. В. Чирнхауза) фарфора. В XVIII-XIX вв. функционировали крупные фарфоровый завод в Майсене (см. Майсенский фарфор), мануфактуры в Вене, Севре (см. Севрский фарфор) и др. В XVIII в. фарфор как художественный материал почти повсеместно обретает ведущую роль среди других видов керамики. В нём с наибольшей полнотой проявились эстетические принципы рококо, классицизма. Наряду с расписной позолоченной мелкой пластикой создавалась скульптура из неглазурованного белого фарфора - бисквита. Особое место принадлежит английским мануфактурам XVIII в., прочно введшим в практику производство фаянса (керамический завод Дж. Уэджвуда). Специфической областью фаянсового производства стало изготовление санитарно-технических изделий.
В России фарфор был изобретён около 1747 Д. И. Виноградовым на первой в России "порцелиновой мануфактуре" (ныне Фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова); в 1766 в Вербилках под Москвой была основана частная фабрика Ф. Я. Гарднера (ныне Дмитровский фарфоровый завод). Фарфоровые посуда, жанровые статуэтки XVIII - первой половины XIX вв. отмечены высоким художественным качеством, ярким национальным колоритом. В 1830-40-х гг. основным районом фарфоро- фаянсового производства была Гжель (см. Гжельская керамика), где сосредоточилось до 50 предприятий; в конце XIX - начале XX вв. самыми крупными стали фарфорофаянсовые заводы М. С. Кузнецова (см. Дулёвский фарфоровый завод). Наряду с заводским производством сохранялось гончарное ремесло и народные художественные промыслы (гжельская керамика, дымковская игрушка, скопинская керамика), носившие самобытный национальный характер.
Со второй половины XIX в. бурно развивается керамическая промышленность, однако высокий технологический уровень изделий не соответствовал их художественному, качеству. Некоторому оживлению художественных, поисков керамистов способствовал развившийся на рубеже XIX-XX вв. стиль "модерн": на фарфоровом заводе в Копенгагене (Дания) создавались изделия, отмеченные текучей слитностью форм, утончённостью блёклых подглазурных росписей; в России стремление обыграть живописную текучесть материала характерно для керамики мастерской Абрамцева (декоративная майолика М. А. Врубеля). Национально-романтическая тенденция прояви- лась в интересе к народным вылепленным от руки керамическим изделиям. В отделке зданий стиля "модерн" широко использовались белый и цветной глазурованный кирпич, майоликовые панно, изразцовые фризы.
В первые десятилетия XX в., с распространением функционализма, в искусстве керамики стран Европы и США начались поиски простых, подчас абсолютно "очищенных" от какого-либо декора (разработки "Баухауза" в Германии) целесообразных форм, рассчитанных на промышленное производство. С 50-х гг. в промышленной керамике развивается стремление к рациональной простоте, выявлению функциональному назначения предмета, структурных и фактурных качеств материала. Для декоративной керамики характерно разнообразие техник (новые виды эмали, глазури), неожиданных контрастных сопоставлений с другими материалами (в т. ч. с металлом), стилевых тенденций (от авангардистских поисков до прямого обращения к национальной художественной традиции); с 60-х гг. отмечается тенденция отхода от строгой функциональности и стремлении приблизиться к станковым формам. В росписи декоративных блюд и сосудов, а также в создании монументальных панно, украшающих общественные здания, принимают участие крупнейшие художники и архитекторы П. Пикассо, Ф. Леже, А. Фужером, А. Гауди и др. В строительной керамике возрастает разнообразие видов облицовочных плиток (плоские с многоцветным узором или рельефные, покрытые глазурью, различные по формам и размерам); для покрытия улиц используются клинкер, цветные плиты.
В России резкий перелом в развитии керамики наступил после Октябрьской революции 1917. Начиная с т. н. агитационного фарфора и с опытов ряда советских керамистов 20-х - начала 30-х гг. в складывавшихся творческих коллективах предприятий фарфорофаянсовой промышленности (Фарфорового завода имени М. В. Ломоносова, Дулёвского фарфорового завода, Дмитровского фарфорового завода, Конаковского фаянсового завода имени М. И. Калинина) ведутся поиски путей повышения её эстетических качеств. Возрождается керамика народных художественных промыслов России (Гжели, Скопина, Кирова и др.), Украины (Опошни, Косова), а также республик Средней Азии (Узбекистана, Таджикистана) и др. Эти процессы, прерванные Великой Отечественной войной 1941-45, возобновились с конца 40-50-х гг. На рубеже 50-60-х гг. в создании массовой промышленной керамики стал утверждаться принцип эстетической утилитарности; в форме изделий подчёркивались наклонные плоскости, косые срезы, в декоре преобладали линейно-упрощённые изображения, "абстрактные" мотивы. В конце 60-х - начале 70-х гг. как реакция на чистую функциональность и промышленный стандарт в керамике появляется тяга к свободной декоративности, цветовой и пластической выразительности; разрабатываются новые технологические приёмы. Наряду с повышением художественного уровня массовой керамики с 60-х гг. усиливается интерес к уникальной декоративной керамике, в которой появилось тяготение к внушительности форм, к пластической и цветовой разновидности фактуры, усиливающей ощущение грубой первородности материала (излюбленным материалом становится каменная масса, шамот). Творческие поиски в керамике 70-80-х гг. приводят к богато развитой пластике предмета, строгости и усложнённости колористической гаммы, тональным перетеканиям цвета. Сложная объёмная структура предмета нередко уподобляет его скульптуре, способствует пространственной активности. Развитие получила декоративная архитектурная и садово-парковая керамика (панно, рельефы, облицовка фасадов зданий, станций метрополитена, плавательных бассейнов, напольные вазы, кашпо). Творческие силы советских художников-керамистов объединены в специальных секциях декоративно-прикладного искусства, в мастерских экспериментально- творческих комбинатов СХ СССР.
Высокого уровня достигло искусство керамики в социалистических странах: ГДР, Чехословакии, Польши, Венгрии и др., где выпускаются разнообразные виды бытовой и декоративной керамики, в которых использование пластических свойств современных материалов и форм нередко сочетается с традициями народного творчества. Искусство керамики, став одним из основных видов декоративного искусства многих стран, привлекло внимание мировой общественности: в 1953 организована международная Академия керамики в Женеве.
Лит.: А. Н. Кубе, Испано-мавританская керамика, М.-Л., 1940 (Гос. Эрмитаж); Э. К. Кверфельдт, Керамика Ближнего Востока, Л., 1947; А. Б. Салтыков, Русская керамика, М., 1952; В. Д. Блаватский, История античной расписной керамики, [М.], 1953; Литовское народное искусство. Керамика, Вильнюс, 1959; Н. Н. Бритова, Греческая терракота, М., 1969; Искусство керамики. Сб. ст. под ред. Н. С. Степанян, М., 1970; А. И. Миклашевский, Технология художественной керамики, Л., 1971; Ю. А. Миллер, Художественная керамика Турции, [Л., 1972]; В. А. Нильсен, В. Н. Манакова, Архитектурный декор памятников Узбекистана, Л., 1974; Современная керамика народных мастеров Средней Азии, М., 1974; Т. И. Кашина, Керамика культуры Яншао, Новосиб., 1977; [Г. Иванова], Современная латвийская керамика. [Альбом], М., 1979; В. П. Гинзбург, Керамика в архитектуре, М., 1983; Pottery and porcelain, v. 1-2, L., 1925; Lane A., Early Islamic pottery, L., 1958; его же, Later Islamic pottery, 2 ed., L., 1971; Koyama F., Keramik des Orients: China. Japan, Korea, Sьdostasien, Naher Osten, Tokyo, [1959]; Rieth A., 5000 Jahre TЦpferscheibe, Konstanz, [1960]; Koyama F., Figgess J., Two thousand years of oriental ceramics, N. Y., 1961; Honey W. В., European ceramic art..., [2 ed.], L., 1963; Green D., Pottery materials and techniques, L., 1967; Keramik: Vom gebrannten Ton zum Porzellan. Eine Stilgeschichte durch 4. Jahrtausende, Wiesbaden, 1977; Powidzki J., Ceramika, Warsz., 1977; Campbell J. E., Pottery and ceramics: a guide to information sources, Detroit, 1978; Conrad J. W., Contemporary ceramic techniques, Englewood Cliffs, 1979; Weinhold R., Ton in vielerlei Gestalt: Eine Kulturgeschichte der Keramik, [Lpz.], 1982. См. также лит. при ст. Майолика, Терракота, Фарфор, Фаянс.