Дания
- Просмотров: 29625
Дания, государство в Западной Европе
Дания (Danmark), Королевство Дания, государство в Западной Европе, расположенное на полуострове Ютландия, Датском архипелаге, а также на острове Борнхольм в Балтийском море. Памятники художественной культуры на территории Дании прослеживаются с 8-го тысячелетия до н. э.: кромлехи и дольмены эпохи неолита и бронзы; наскальные изображения сцен войны и охоты на острове Борнхольм эпохи бронзы; серебряные сосуды железного века. От "эпохи викингов" (конец VIII - середина XI вв.) сохранились остатки крепостей Треллеборг на острове Зеландия, Аггерсборг близ Лимфьорда, а также каменные стелы с руническими надписями в узоре из петель, плетёнок и фигур фантастических животных. Со времени создания единого датского королевства (X в.) и принятия христианства (около 960) началось строительство деревянных, а с середины XI в. - каменных (церковь Богоматери в Роскилле) базиликальных церквей. В романский период (XII - начало XIII вв.) возводились соборы с планом в виде вытянутого креста, отличающиеся массивными, приземистыми формами (соборы в Рибе и Виборге). Своеобразны круглые церкви на острове Борнхольм, с толстыми стенами, брустверами. Со второй половины XII в. в строительстве стал применяться кирпич (церковь в Калунборге с планом в виде равноконечного креста, с восьмиугольными башнями на его концах, с квадратной башней в центре). Оборонительные сооружения романского периода: центральная кирпичная часть стены Даневирке (с IX в.), отделявшей полуостров Ютландия от Германии (сохранился лишь вал); замки Сёборг и Вордингборг на острове Зеландия. В росписях романских церквей (в церкви Себю на острове Зеландия) изображения, навеянные византийским искусством, нередко сочетаются с местным орнаментом, который занимает видное место и в скульптуре, отличающейся наивно-выразительной пластикой (алтарь из церкви в Лисбьерге).
В готический период (начало XIII - 30-е гг. XVI вв.) созданы крупнейшие соборы в Роскилле и Оденсе, а также прямоугольные в плане замки с мощными стенами и башнями, (замок Спётруп в районе Виборга). Появившиеся с XIII в. города окружались валами и рвами. Дома были главным образом деревянными и фахверковыми, реже кирпичными (с XIV в.). Росписи готических храмов (в церкви Скиббю на острове Зеландия, около 1335) менее условны, чем романские, и нередко включают реалистические бытовые детали.
Для XVI - первой половины XVII вв. характерно строительство дворцов, общественных и жилых зданий (биржа и дворец Росенборг в Копенгагене; замки-резиденции Кронборг и Фредериксборг на острове Зеландия), в декоре которых появилось влияние Возрождения (фронтоны, белокаменная резьба). Строительство велось главным образом архитекторами из семьи Стенвинкель - выходцами из Нидерландов.
Во второй половине XVII - первой половине XVIII вв. черты барокко в архитектуре проявились лишь в декоре (наличники, порталы и т. д.). Построенные главным образом датскими (Л. Тура, Н. Эйтвед), а также иностранными архитекторами дворцы (Шарлоттенборг) и дворцовые комплексы (Амалиенборг; оба - в Копенгагене) имеют залы с декором в стиле рококо.
Основание АХ в Копенгагене (1754) способствовало развитию классицизма, который господствовал в Дании во второй половине XVIII - первой половине XIX вв.; в этот период сложилась и национальная художественная школа. Крупнейшие представители классицизма: архитектор К. Ф. Харсдорф, К. Ф. Хансен, М. Г. Биннесбёль (в числе их построек - церковь Богоматери и Музей Торвальдсена в Копенгагене), скульпторы Й. Видевельт и Б. Торвальдсен, исторический живописец Н. А. Абильгор и др. Переплетением черт барокко, рококо и классицизма отмечены портрет и пейзаж этого периода (В. Эриксен, Е. Юль). В первой половине XIX в. в живописи Дании ведущее место принадлежало К. В. Эккерсбергу и его последователям: К. Кёбке, В. Бендсу, И. Т. Лунбю, М. Рёрбю. Их произведения, близкие бидермейеру, отмечены лирически-мягким, непосредственным восприятием действительности. С 1880-х гг. начался расцвет датского фарфора (сервизы и статуэтки с подглазурной росписью нежных тонов).
В архитектуре в конце XIX - первой половине XX вв. утвердился национальный романтизм. В 1920-х гг. получил развитие неоклассицизм (архитекторы X. Кампман и О. Рафн), с 30-х гг. - функционализм (здание университета в Орхусе, 1932-46, архитектор К. О. Фискер и др.; здание авиакомпании "САС" в Копенгагене, 1959-61, архитектор А. Якобсен). После второй мировой войны 1939-45 реконструируются города Оденсе, Копенгаген, восстанавливаются города Рённе и Нексё. В жилищном строительстве с 20-х гг. распространяются малоэтажные блокированные дома, а также многоэтажные, образующие замкнутые кварталы с озеленёнными внутренними дворами. С 30-х гг. возводятся жилые комплексы из нескольких микрорайонов, в которых с 50-х гг. дома-башни (8-12 этажей) сочетаются с домами секционного типа в 3-4 этажа. В конце XIX - начале XX вв. живописцы реалистического направления, обратившиеся к передаче свето-воздушной среды (см. Пленэр) и поселившиеся в деревне Скаген (Северная Ютландия), изображали родную природу, простых людей и их быт (П. С. Крёйер, В. Йохансен, А. Ерндорф). С этой группой связан зачинатель датского импрессионизма, скульптор и живописец Т. Э. Филипсен. Его работы оказали влияние на группу пейзажистов и анималистов, поселившихся на острове Фюн (П. Хансен, Ф. Сюберг, Й. Ларсен). Особое место принадлежит К. Сартману, писавшему проникнутые романтической эмоциональностью картины на темы датской истории. Е. Ф. Виллумсен, В. Хаммерсхой, Э. А. Нильсен тяготели к символизму. В 1910-х гг. проникли влияния фовизма, кубизма и других новейших европейских течений (X. Гирсинг, Э. Вейе). С середины 30-х гг. сосуществуют различные модернистические направления. Им противостоят тяготеющие к реализму живописцы О. Руде, X. Енсен, графики П. Кристенсен, Э. Фредериксен, мастер политической и бытовой карикатуры Х. Бидструп. В скульптуре первой половины XX в., связанной с неоклассицистическими тенденциями, работают К. Нильсен, Ж. Гоген, Й. К. Бьерг и др.
Лит.: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ВИИ, т. 2 (кн. 1), 4-6 (кн. 1), М., 1960-65; ВИА, т. 4-5, 7, Л.-М., 1966-69; Faber Т., Dansk arkitektur, Kbh., [1963]; Madsen H., Mortensen N. Th., Dansk skulptur, Odense, [1965]; Dansk malerkunst, 1965, Odense, [1965]; Uldall K., Gammel dansk folkekunst, Kbh., 1967; Billedkunstens hvem-hvad-hvor. Danmark, bd 1-2, Kbh., 1969-70; Danmarks arkitektur, bd 1-5, Lund-Kbh., 1979-80 (серия).