Арт-Рисунок

Термин и понятие в изобразительном искусстве.

Реставрация

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Реставрация, укрепления и восстановления памятников истории и культуры

Реставрация (от позднелат. restauratio - восстановление), широкое понятие, охватывающее все виды и способы укрепления и восстановления искажённых, повреждённых или разрушенных памятников истории и культуры (отдельных архитектурных сооружений и их комплексов, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, археологических находок и др.). В отличие от ремонта, работы по реставрации памятников архитектуры основаны на результатах их всестороннего научного исследования и проводятся, как правило, специальными методами, отличными от практики современного строительства. Отдельные попытки реставрации предпринимались уже в античности, но вполне осознанный характер она получила только на рубеже XVIII-XIX вв. На протяжении XIX в. методы реставрации менялись в зависимости от формулировки её целей. Ошибочное стремление к полному восстановлению, иногда даже "улучшению" первоначального облика зданий стимулировало их произвольные перестройки и дополнения. Существенный вклад в развитие научной методики реставрации внёс французский архитектор Э. Э. Виолле-ле-Дюк, обосновавший обязательность глубокого изучения стилистики и строительной техники как самого восстанавливаемого памятника, так и всей архитектуры эпохи его создания. Эрудиция и личная одарённость позволили ему в ряде реставраций добиться удовлетворительных результатов (реставрация собора в Амьене, 1845), но некоторые его концепции (необходимость воссоздания стилистически цельного облика здания, допустимость замены и переделки любых частей здания, если они нарушают единство его стиля и т. п.) способствовали широкому распространению в середине - второй половине XIX в. так называемых стилистических реставраций, часто приводивших к искажению или утратам подлинных частей памятников архитектуры. Научная теория реставрации, исходящая из приоритета документальной подлинности памятников, сложилась в конце XIX - XX вв. в высказываниях и практической деятельности Н. Баланоса в Греции, К. Бойто, Г. Джованнони в Италии, Ш. Бюльса в Бельгии, П. П. Покрышкина, И. Э. Грабаря в России и др. В современной реставрации различаются 3 основных метода: консервация, направленная на сохранение памятника в дошедшем до нас виде и оставляющая в неприкосновенности его подлинность; фрагментарная реставрация, выявляющая скрытые под историческими наслоениями особенности архитектуры, конструкции, строительной истории памятника; целостная реставрация, применяемая как исключение к сравнительно недавно разрушенным, имеющим выдающееся национальное значение, памятникам и предусматривающая полное восстановление их облика. Работам по реставрации предшествует всестороннее исследование памятника - натурное (изучение причин его повреждения, состояния материалов и конструкций, строительной периодизации, сохранившихся целиком или фрагментарно первоначальных деталей и элементов и т. д.) и историческое (анализ письменных источников и изобразительных материалов, стиля памятника и т. п.). Выбор конкретного реставрационного решения зависит от степени искажения, технической сохранности, современного функционального использования объекта реставрации, но в его основе должны лежать некоторые общие принципы: наименьшего возможного изменения памятника в процессе реставрации, обязательного визуального выделения, а при необходимости - лёгкого удаления всех вновь добавленных элементов. Разборка подлинных частей зданий как правило, исключается, сохраняются ценные в историческом и художественном отношении наслоения, восстановление разрушенных элементов производится только на основе бесспорных данных об их прежнем облике. Для укрепления и сохранения памятников допускается использование новейших достижений строительной механики, различных физико- химических методов.

Целью реставрации произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства обычно является их укрепление и раскрытие от искажающих наслоений. Как и реставрация памятников архитектуры, она базируется на тщательном предварительном исследовании материалов, технологии создания причин и видов разрушения объектов реставрации (с помощью спектрального, хроматографического микрокристаллического и других анализов, рентгенографирования, макро и микрофотографирования, обследования в инфракрасных лучах и т. д.), на глубоком изучении истории искусства и материальной культуры. В процессе реставрации проводится структурное укрепление произведения путём применения родственных (например, известковая вода для монументальной живописи, животные клеи для грунта икон и масляной живописи, для красочного слоя клеевой живописи) или специальных синтетических материалов, исправляются их деформированные части, восстанавливаются или удаляются химически изменившиеся элементы (потемневшие лаки и олифа произведения живописи, рыхлая патина изделий из медных сплавов и др.). частично или полностью удаляются позднейшие дополнения к скульптуре, предметам декоративно-прикладного искусства. В живописи дополнения сохраняются, если они не мешают восприятию сохранившихся авторских частей произведения; если поздние живописные слои имеют собственную историческую или художественную ценность, их по возможности отслаивают и переносят на новый грунт и основу. Произвольная реконструкция утраченных элементов изобразительного и декоративно-прикладного искусства недопустима, как исключение она проводится в масляной и других видах живописи при условии изоляции авторского красочного слоя и грунта от восполнений.

В СССР реставрация памятников истории и культуры осуществляется силами и под контролем государственных учреждений. Уже в мае 1918 по инициативе И. Э. Грабаря была создана Всероссийская реставрационная комиссия, преобразованная затем в Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). Проведённые в первое десятилетие Советской власти реставрация памятников Московского Кремля, Ярославля, Ленинграда получили общее признание в СССР и за рубежом. Особенно большой размах реставрационные работы приобрели после окончания Великой Отечественной войны 1941-45, когда реставрации подверглись многочисленные памятники архитектуры в Новгороде, Пскове, Ленинграде, Москве, в других городах СССР. С учётом огромного историко-художественного значения дворцово-парковых ансамблей в окрестностях Ленинграда (в Павловске, Петродворце, Пушкине), особенно пострадавших в период фашистской оккупации, была проведена их целостная реставрация под руководством архитекторов - градостроителей (Н. В. Баранов и др.), архитекторов-реставраторов (А. Э. Гессен, И. Н. Бенуа, Е. В. Казанская, А. А. Кедринский, Ф. Ф. Олейник. В. М. Савков, С. В. Попова-Гунич, М. А. Тихомирова и др.), скульпторов (И. В. Крестовский, В. Л. Симонов и др.), художников (Р. П. Саусен, А. В. Трескин и др.). Ныне в СССР существует широкая сеть республиканских, областных, городских реставрационных мастерских, созданы объединения - "Росреставрация" и "Союзреставрация", Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации (ВНИИР), собственные реставрационные мастерские и отделы имеются при многих художественных и исторических музеях, в крупных библиотеках и государственных архивах. Значительные реставрационные работы проведены советскими специалистами: архитекторами В. С. Баниге, П. Д. Барановским, А. Д. Варгановым, Л. А. Давидом, Б. Н. Засыпкиным, П. Н. Максимовым, Д. П. Суховым, А. В. Столетовым, Н. Н. Соболевым и др.; в области живописи - В. О. Кириковым, П. Д. и А. Д. Кориными, Е. И. и Н. И. Брягиными, В. Е. и Д. Е. Брягиными, С. С. Чураковым, В. В. Филатовым, С. С. Голушкиным, С. В. Ямщиковым и др.; в области скульптуры - М. А. Александровским, И. В. Крестовским, В. Л. Симоновым и др.; в области графики - В. Н. Крыловой, Ю. П. Нюкша и др.; в области декоративно-прикладного искусства - Т. Н. Александровой-Дольник, Ф. Я. Мишуковой и др.

Лит.: В. В. Филатов, Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация, М., 1961; И. Э. Грабарь, О древнерусском искусстве, М., 1966; Е. В. Михайловский, Реставрация памятников архитектуры. (Развитие теоретических концепций), М., 1971; А. В. Ополовников, Реставрация памятников народного зодчества, М., 1974; Методика реставрации памятников архитектуры, под ред. Е. В. Михайловского, М., 1977; Реставрация произведений станковой масляной живописи, М., 1977; Консервация и реставрация памятников и исторических зданий, пер. с франц., М., 1978; Восстановление памятников культуры. [Сб. ст., под ред. Д. С. Лихачева], М., 1981; Giovannoni G., Il restauro dei monumenti, Roma, [1946]; Lйon P., La vie des monuments franзais. Destruction. Restauration, P., 1951; Plenderleith H. J., The conservation of antiquites and works of art, L.-N. Y., 1956; Marijnissen R. H., Degradation, conservation et restauration de l'oeuvre d'art, v. 1-2, Brux., 1967; Sanpaolesi P., Discorso sulla metodologia geneiale del restauro dei monumenti, Firenze, 1973.

Родительская категория: История | Культура
Категория: Термины | Понятия

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Арт сайты

Кто на сайте

Сейчас 148 гостей и зарегистрированных пользователей на сайте

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Авторизация на сайте Арт-Рисунок!