Постмодернизм
- Просмотров: 31559
Постмодернизм, направление в архитектуре и искусстве
Постмодернизм (англ. postmodernism), направление в архитектуре и искусстве развитых капиталистических стран второй половины 70-х - начала 80-х гг. XX в. Единого определения постмодернизма в советской и зарубежной науке нет. Наиболее приемлемо определение постмодернизма как направления, противопоставившего себя модернизму и претендующего на его замену, что отличает постмодернизм от существующего одновременно с ним "неоавангардизма" или "позднего модернизма", последовательно развивающего модернистские концепции. Тесно связанный со всей социально-экономической и культурно- идеологической системой капиталистического общества 70-х - начало 80-х гг., постмодернизм отражает разочарование буржуазной художественной интеллигенции в идеалах, догмах и идеях модернизма, в его претензиях на утверждение неких новых абсолютных норм художественной деятельности, в программном элитаризме, самоизоляции от окружающего мира и уходе исключительно во внутренний мир художника. Программа модернизма была поставлена под сомнение уже в "контркультуре" леворадикального и особенно молодёжного движений второй половины 60-х гг., критически относившегося к связи модернизма со всей системой капиталистического общества. Однако "контркультура" совмещала в себе как критику буржуазного общества, так и призывы (и практические действия) к самоуничтожению искусства, т е. соединяла в себе элементы антимодернизма с модернистской тенденцией разрушения специфических границ искусства. Явившись художественной реакцией на крайности "контркультуры", постмодернизм усилил критику модернизма. Провозгласив идею возвращения искусства в рамки искусства, постмодернизм в поисках средств художественного языка открыто ориентируется на обыденные вкусы, взгляды и настроения массового сознания. При всём своём антиэлитаризме постмодернизм в сущности консервативен. Постмодернизм пропагандирует "реалистичность", то есть пассивное подчинение существующему социально-экономическому и культурному порядку буржуазного общества.
Постмодернизм практикует открытый ретроспективизм, эклектическое обращение к традиционным художественным формам; сопоставляя их необычным способом, он создаёт своеобразную театрализованную эстетическую среду, в которую нередко вводятся элементы иронии и гротеска.
Наиболее ярко постмодернизм выразил себя в архитектуре. С конца 70-х гг. были построены общественные центры, окружённые ярко раскрашенными аркадами и колоннами, напоминающими древнеримские форумы и римские барочные здания, в которых прежние архитектурные формы обновлены и гротескно переосмыслены, введены новые, нетрадиционные материалы: анодированный алюминий, нержавеющая сталь, неоновые трубки и т. д. (Пьяцца д'Италия в Нью-Орлеане, США, архитектор Ч. Мур); города-спутники, распланированные по строго осевой системе, застроенные домами с тяжёлыми карнизами и фронтонами, мощными декоративными колоннами на рустованных стилобатах (новые города-спутники Парижа, испанский архитектор Р. Бофилла); деревянные и каменные особняки с развитыми скатными крышами и свисающими карнизами, слуховыми окнами и дымовыми трубами (проекты американского архитектор Р. Вентури). Интерьеры этих зданий обставляются громоздкой старомодной мебелью, а фасады украшаются произведениями гиперреалистов, суперграфикой. В изобразительном искусстве с постмодернизмом обычно связывают направления, тяготеющие к предметно-натуральному художественному восприятию жизни.
Лит.: А. В. Иконников, Зарубежная архитектура. От "новой архитектуры" до постмодернизма, М., 1982; А. Рябушин, В. Хайт, Постмодернизм в реальности и представлениях, "Искусство", 1984, Й 4.