Укиё-э
- Просмотров: 31355
Укиё-э, направление в изобразительном искусстве Японии
Укиё-э (буквально - образы быстротекущего мира), направление в японской живописи и графике так называемого периода Эдо (1614-1868), отразившее демократические тенденции в искусстве, возникшие в связи с ростом городских торгово-ремесленных слоев. У мастеров живописи (Кайгэцудо Андо, Кайгэцудо Дохан) распространение получил жанр "бидзин-га" ("изображения красавиц"), героини которого - красавицы "весёлых кварталов". Их фигуры показывались укрупнённо, максимально приближённо к зрителю, во всю величину крупноформатных ширм и свитков. Точность внешней характеристики персонажей сочеталась с чертами условной декоративности (золотые плоскостные фоны, цветовая насыщенность). Демократическая направленность укиё-э получила наиболее яркое выражение в графике. Исполненные в технике обрезной долевой ксилографии (позволяющей получать множество отпечатков), гравюры были широко доступны. Важнейшими жанрами являлись "бидзин-га", сформировавшийся под влиянием одноимённого жанра в живописи, и "якуся-э" ("изображения актёров"), выделившийся в самостоятельную станковую форму из прикладной графики, связанной с обслуживанием театра Кабуки (программы, афиши). Для гравюры укиё-э раннего периода (1680-1760-е гг.), выполненной первоначально с подкраской от руки красной или жёлтой красками, а затем с использованием техники 2-3-цветной печати (главным образом розовым и зелёным пигментами), характерно воплощение здоровой, полнокровной красоты женщин (Хисикава Моронобу, Окумура Масанобу) и грубой силы и мощи актёров в героических ролях (Тории Киёнобу, Тории Киёмицу). На втором этапе (середина 1760-х-1800), с использованием техники полихромной печати, разнообразных форматов листов, приёмов печати (тиснение, раскат), расширились выразительные возможности гравюры. Образы красавиц создавались более утончёнными и в то же время конкретными (Судзуки Харунобу, Тории Киёнага), получив в поясных портретах Китагава Утамаро характер национального идеала женской красоты. Образы актёров обрели большую эмоциональную глубину, острую характерность (Кацукава Сюнсё, Иппицусай Бунте), достигшую апофеоза в погрудных портретах Тёсюсай Сяраку. В последний период (1800-68) в развитии традиционных жанров укиё-э ("бидзин-га" и "якуся-э") отмечается постепенный отказ от поисков характерности, а вместе с тем и от погрудного портрета, меньшая эмоциональная яркость, стремление к формальному изяществу (Утагава Тоёкуни). Подъём искусства гравюры укиё-э в этот период связан с расцветом жанра пейзажа; в значительной мере он был обусловлен творчеством Кацусика Хокусай, создавшим величественный образ родной страны, и Андо Хиросигэ, со всей достоверностью запечатлевшим скромное обаяние природы японской провинции.
Лит.: Б. Г. Воронова, Японская гравюра. Альбом, М., 1963; Crighton R. A., The floating world. Japanese popular prints. 1700-1900, L., 1973.