Кано
- Просмотров: 27067
Кано, школа японской декоративной живописи
Кано, школа японской декоративной живописи, созданная придворными художниками династии Кано (отсюда название). Существует с XV в.; фактический основатель школы - К. Масанрбу, её второй глава - К. Мотонобу. Для кано раннего этапа (XV - первая половина XVI вв.) характерны сочетания декоративных традиций монохромной живописи (воспринявшей наследие китайской живописи периода Юж. Сун) и полихромией школы Тоса (следовавшей традициям национальной живописи ямато-э), что обусловливалось процессом сближения идеалов аристократии императорского двора с идеалами воинской верхушки. Росписи Мотонобу, К. Хидэёри в жанрах пейзажа, "цветы-птицы" на свитках, ширмах, перегородках отличаются сочетанием общей условно-декоративной трактовки композиции (плоскостные фоны, тщательно прорисованные контуры) с подчёркнуто правдоподобным изображением отдельных мотивов (птиц, веток деревьев). Расцвет кано связан с т. н. периодом Момояма (последняя четверть XVI - начало XVII вв.), духовная жизнь которого отмечена переходом от средневекового религиозного восприятия мира к более чувственно-конкретному. Росписи К. Эйтоку, К. Мицунобу, К. Санраку, К. Найдзэн, К. Ёсинобу, украшавшие ширмы, стены и перегородки обширных дворцовых интерьеров, стали тяготеть к крупным формам, усилению цветовой декоративности (золотой фон сочетался с яркими насыщенными красками изображений), обращению к бытовым темам (сцены городской жизни, труда, развлечений). В первой половине XVII - XX вв. живопись К. Танъю, К. Сансэцу, К. Кога, К. Кунио, К. Танрэй и др. при всём мастерстве исполнения обрела оттенок формальной декоративности, становясь, в сущности, повторением старых образцов.
Лит.: Doi Tsuguyoshi, Momoyama decorative painting, N. Y.-Tokyo, [s. a.].