Арт-Рисунок

Георгиевская лента

Культура стран и городов.



Босния и Герцеговина

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Босния и Герцеговина

Босния и Герцеговина (Bosna i Hercegovina), Социалистическая Республика Босния и Герцеговина. В составе Югославии. На территории Боснии и Герцеговины обнаружены керамика с линейным и спиральным орнаментом, статуэтки женщин и животных эпохи неолита, памятники искусства иллирийцев и кельтов, остатки древнеримских городов (Домавиум, ныне Домавия, и др.), ювелирные изделия древних славян. Средневековое искусство Боснии и Герцеговины впитало влияния Византии, Сербии, Далмации (см. Хорватия), Центральной Европы, а с середины XV в. и Турции. Типом боснийского жилища, встречающимся и поныне, был дом (из глины, дерева или камня) с четырехскатной крышей, клетью в первом этаже и жилыми помещениями во втором этаже. Строились также замки и укрепленные башни-жилища ("кулы"). В церковном зодчестве в раннехристианский период господствовали базилики (в Зенице, Брезе и др.), часто с примитивными по формам рельефами и капителями. В средневековый период строились простые по формам крестово-купольные храмы (в Озрене), а также однонефные (в Добруне, до 1383), романские (в Яйце) и готические (в Бихаче) церкви. В период турецкого господства (с 1463) сложился тип городского дома с закрытым двором и лестницей, ведущей на верхний этаж. Небольшие города со скученными домами имели "сахат-кулу" (часовую башню). Строились мечети, медресе, баки, караван-сараи, мосты, в том числе такие выдающиеся памятники турецкого зодчества, как мечети Хусрев-бега (1531, архитектор Синан) и Али-паши (1561) в Сараеве, мост в Вишеграде (1571, архитектор Синан) и др. При австрийской оккупации (1878-1918) в городах сооружались постройки в духе европейского эклектизма, в "мавританском" (ратуша в Сараеве) и неоклассическом (театр в Сараеве) стилях. В 1918-45 из-за неразвитости строительной индустрии построек возводилось мало, в зодчестве намечался поворот к функционализму (металлургический завод в Зенице). После установления народной власти на индустриальной основе развернулось строительство современных промышленных предприятий (в Зенице, Ябланице), жилых и общественных зданий, спорткомплексов (район Габричево, философский факультет университета - оба в Сараеве). Традиции функционализма уступили в 60-х гг. место поискам пластической выразительности построек, обращению к брутализму, декоративному применению местных материалов (спортцентр "Скендерия" и Музей народной революции в Сараеве). В 70-х гг. усилился интерес к использованию национальных художественных традиций (универмаг "Развитак" в Мостаре). В средневековом изобразительном искусстве Боснии и Герцеговины наибольшее распространение получили каменные надгробия (так называемые стечаки) с нарядными плоскорельефными орнаментальными и фигурными изображениями. В них органически переплелись народные, романские и готические мотивы. Редкие сохранившиеся памятники средневековой монументальной живописи (фрески церкви в Добруне, вторая половина XIV в.) близки стенописям Сербии, но свидетельствуют и о знакомстве с культурой Италии. Искусство миниатюры в XII-XIV вв. испытывало сербское и византийское воздействия. Интересны богомильские рукописи с наивно-фольклорными миниатюрами ("Копитарово Евангелие", XIV в., и др.). Иконопись Боснии и Герцеговины вплоть до середины XIX в. следовала византийским канонам. Высокого совершенства достигли в средневековой Боснии и Герцеговины обработка металла и художественное ткачество (килимы с геометрическим и растительным орнаментами). В конце XIX - начале XX вв. живописцы, обучавшиеся за границей, осваивали методы современной европейской живописи. Большинство художников Боснии и Герцеговины работали в Сербии (живописцы Й. Биелич, Н. Гвозденович, скульптор С. Стоянович) Между Первой и Второй мировыми войнами сложилась группа местных живописцев, в творчестве которых обращение к народной жизни и родной природе сочеталось с поисками национального своеобразия, использованием приёмов пленэрной живописи (см. Пленэр), а также постимпрессионизма (Ш. Боцарич; В. Димитриевич, работам которого порой присущи социально-критические ноты; И. Шеремет). В период фашистской оккупации Димитриевич, живописец и график И. Муезинович участвовали в народно- освободительной борьбе и выполнили зарисовки партизанских боёв. После 1945 созданы монументальные композиции на темы национальной истории и национально- освободительной борьбы (Муезинович). С конца 50-х гг. возобладали формально-пластические искания, распространились экспрессионизм, абстрактное искусство (Димитриевич) и другие течения модернизма. В 70-х гг. наметился поворот к "фигуративному" искусству (Муезинович).

Лит.: ИСиНМ, т. 1, М., 1962, См. также лит. при статье Югославия.

Родительская категория: История | Культура
Категория: Страны | Города

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Арт сайты

Кто на сайте

Сейчас на сайте 189 гостей и пользователей

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Авторизация на сайте Арт-Рисунок!