Арт-Рисунок

Термин и понятие в изобразительном искусстве.



Славяне

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Славяне древние, группа индоевропейских племён. Впервые упоминается в I-II вв. в древнеримских источниках под именем венедов. По предположению ряда исследователей, славяне наряду с германцами и балтами были потомками скотоводческо-земледельческих племён, расселившихся на рубеже 3-го и 2-го тысячелетия до н. э. в Центральной, Северной и Восточной Европе и создавших культуру так называемой шнуровой керамики. Принадлежность тех или иных археологических памятников славян проблематична. Постепенный переход славян от родового строя к раннеклассовому обществу, значительные передвижения славян и частичное смешение их с другими этническими группами вызывали порой значительные изменения в их культуре. На её формирование оказали влияние постоянные контакты с ближайшими соседями - германцами и кельтами на западе, племенами лесной полосы Евразии (см. Финно-угры), скифами и сарматами на юге и юго-востоке, и, наконец, с фракийцами на юго-западе. К числу вероятных протославянских археологических культур относят на западе лужицкую (XIII-IV вв. до н. э.) и поморскую (VI-II вв. до н. э.) культуры на территории Германии и Польши, на востоке - чернолесскую (VIII-VI вв. до н. э.) и милоградскую (VII в. до н. э. - I в. н. э.) культуры, распространённые в Приднепровье. В начале 1-го тысячелетия н. э. со славянами связывают оксывскую (II в. до н. э. - II в. н. э.) и пшеворскую (I-IV вв. н. э.) культуры на территории Польши, а также родственные и одновременные им зарубинецкую и черняховскую культуры, занимавшие пространство между Верхним Поднепровьем и Днестром. Несмотря на те или иные местные отличия, повсеместно для славян характерны неукрепленные поселения с жилищами- полуземлянками с бревенчатым срубом (реже - с наземными столбовыми постройками или домами с каркасом из прутьев, обмазанных глиной), городища-убежища, могильники и курганы с остатками трупосожжения. Многообразны образцы керамики, вылепленной от руки, а с III-IV вв. выполненной на гончарном круге. Простые прямостенные или округлые по формам сосуды украшались гравированным, штампов, или лепным геометрическим орнаментом. Особым разнообразием форм и декора отличалась керамика черняховской культуры (многие исследователи считают её полиэтнической). Ювелирное искусство представлено застёжками-фибулами из бронзы и железа с гравированным и литым узором на спинках, подвесками из кости и металла и др. Языческие верования славян определили наиболее распространённые мотивы орнамента, говорящие о культе Солнца (круг, крест, свастика), воды и дождя (волнистые и сетчатые узоры), молнии (зигзагообразные узоры). На остатках святилищ найдены немногочисленные столбовидные изображения богов (Перуна, Триглава, Святовита), выполненные из дерева, реже - из камня. Они часто имеют несколько ликов с суммарно обозначенными чертами и отличаются статичностью и нерасчленённостью форм. Космогонические представления славян, возможно, отражает так называемый Збручский идол с изображениями в несколько ярусов, символизирующих 3 сферы - небо, землю и подземные силы (X в., Археологический музей, Краков, копия - в ГИМе). Он, несомненно, воспроизводит древние образцы. В III-IV вв. намечается разделение славян на культурные группы, соответствующие письменным источникам VI в.: антов, живших между Днепром и Днестром, склавинов, находившихся в Придунавье и Прикарпатье, и потомков венедов, занимавших западнославянские земли. На судьбах антов сказались бурные события эпохи Великого переселения народов (IV-VI вв.). С начала VII в. упоминания о них исчезают из письменных источников. Вместе с тем термин "славяне" начинает занимать всё большее место в древних хрониках в связи с массовой миграцией и расселением славян на территории современных ГДР, Чехословакии, Болгарии, Румынии, Югославии, Греции и других европейских стран. В VI-VII вв. здесь широко распространяются неукрепленные поселения с полуземляными столбовыми жилищами, строгая по формам неорнаментированная керамика так называемого пражского типа (стройные широкогорлые горшки, тюльпановидные сосуды), "пальчатые" фибулы, звездчатые и шаровидные серьги и др. С VII в. в ювелирных изделиях славян проявляются влияния аланов, а также возрастающее воздействие византийской культуры, связанное с постепенной христианизацией славянских племён. Многовековое развитие культуры славян явилось почвой для расцвета многочисленных славянских культур в эпоху сложения славянских народов и формирования раннефеодальных государств (в основном конец VII-IX вв.).

Лит.: ИСиНМ, т. 4, М., 1978.
Родительская категория: История | Культура
Категория: Термины | Понятия

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Арт сайты

Кто на сайте

Сейчас один гость и зарегистрированных пользователей на сайте

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Авторизация на сайте Арт-Рисунок!