Арт-Рисунок

Культура стран и городов.



Азербайджанская Советская Социалистическая Республика

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Азербайджанская Советская Социалистическая Республика

Азербайджанская Советская Социалистическая Республика, Азербайджан. В составе СССР. Расположена на юго-востоке Закавказья. Развитие архитектуры и изобразительного искусства на территории Азербайджана отразило его насыщенную политическими и военными потрясениями историю и положение на путях, издревле соединявших Восток с Западом. К 8-5-му тысячелетиям до н. э. восходят ранние наскальные гравированные рисунки (сцены труда, быта, ритуальных обрядов) в Кобустане (датируются вплоть до развитого средневековья). От эпохи энеолита и ранней бронзы сохранились многочисленные менгиры, дольмены, кромлехи, зооморфные керамические сосуды, украшения, глиняные и каменные фигурки людей и животных. К 1-му тысячелетию до н. э. относятся циклопические сооружения в Кедабекском районе, предгорьях Малого Кавказа и на территории Нахичеванской АССР. На юге Азербайджана в IX-VII вв. развивалась культура государства Маны, в VII-VI вв. - возможно, Мидии; распространилось огнепоклонство. Строились города, оборонительные сооружения, жилища так называемого антового типа (см. Анты), алтари огня, скальные гробницы с рельефами на фасадах. В конце IV в. до н. э. сложилось государство Атропатена (греческая "страна хранителей огня"); на рубеже н. э. в Северном Азербайджане возникло государство Кавказская Албания со столицей г. Кабала (сохранились остатки сооружений). Искусство первых веков до н. э. - первых веков н. э., преимущественно Северного Азербайджана, представлено художественными изделиями из металла, мелкой пластикой, расписными чернолощёными керамическими и стеклянными сосудами. Памятники раннесредневекового зодчества - каменно-кирпичная крепость Чирах-Кала (V-VI вв.); каменная христианская базилика в селе Кум и круглый храм в селе Лекит (оба-VI в.), сходные с одновременными памятниками Армении и Грузии; руины 4 храмов близ Мингечаура (первый храм - конец IV - начало V вв.; второй храм - V - начало VI вв., обнаружена база алтарного креста с албанской надписью; третий храм - конец VI - начало VII вв.; четвертый храм - VIII в.). Отдельные находки свидетельствуют о развитии скульптуры, живописи, торевтики. После арабского завоевания (VII в.) и распространения ислама разрабатывались типы мусульманских зданий - мечетей, минаретов, медресе, мавзолеев, развивались преимущественно орнаментальные формы декоративного искусства. С ослаблением (IX-X вв.) Арабского халифата на территории Азербайджана возникло множество небольших государств, в городах которых (Барда, Шемаха, Байлакан, Гянджа - современный Кировабад, Нахичевань) складывались локальные архитектурно-художественные школы, среди них - нахичеванская, которая характеризуется великолепием керамического убранства зданий, ширвано-апшеронская, отличающаяся контрастом глади каменных стен и пластичной разработки архитектурных элементов, тебризская, выделяющаяся парадностью архитектурного образа, многообразием приёмов и средств декора. Выдающиеся памятники искусства Азербайджана XII-XIII вв. - мавзолеи в Нахичевани (Момине-хатун, Юсуфа ибн Кусейира мавзолей) и Джуге, Девичья башня в Баку, замки XIII в. в Мардакяне и Нардаране, Ханега на реке Пирсагат, "Баиловские камни" (рельефный эпиграфический фриз затонувшего в Бакинской бухте замка XIII в.), изящные нахичеванские изделия из металла, расписная керамика Байлакана и Гянджи. В XIV-XVI вв. с ростом городов развивается кирпичное и каменное зодчество, лучшему образцу которого - Ширваншахов дворцу в Баку - присущи продуманность композиции, тектоничность архитектурных форм, филигранная вязь резьбы по камню. Традиции местных школ нашли продолжение в башенных мавзолеях XIV в. в Барде и в с. Карабагляр, отличающихся великолепием керамического поливного декора, в 12-гранном шатровом мавзолее в селе Хачин-Дорбатлы (1314, зодчий Шахензи), в крепостной архитектуре замка XIV в. в селе Рамана. Уникальна двухъярусная купольная усыпальница Дири-Баба в селе Мараза (1402, зодчий - сын устада Гаджи): высеченная в скале лестница ведёт в просторный освещённый зал второго этажа, в северной стене которого находится проход к гроту-склепу. В изобразительном искусстве средневекового Азербайджана развивалась преимущественно миниатюра с крупнейшим центром в г. Тебриз (ныне в Иране; см. Тебризская школа миниатюры), а также с центрами в Шемахе (рукопись "Антологии" 1468, каллиграф Шараф-ад-дин Хусейн Султани, Британский музей, Лондон), Баку (миниатюры художника Абд аль-Баги Бакуви в альбоме XV в., Дворец-музей Топкапы, Стамбул) и, возможно, в других городах Азербайджана. Высокий уровень художественных ремёсел иллюстрируют военные доспехи работы Мухаммеда Момина (XVI в., Оружейная палата, Москва), ковёр из мечети в Ардебиле ("Шейх Сефи", 1539, Музей Виктории и Альберта, Лондон) и изображения азербайджанских ковров на картинах Х. Мемлинга, Х. Хольбейна Младшего и других европейских художников. В XVII-XVIII вв., в период войн (борьба Турции и Ирана за обладание Азербайджаном) и междоусобиц, монументальное строительство значительно сократилось; достраивался культурный комплекс Имамзаде в Гяндже, в XVIII в. был построен украшенный росписями дворец ханов в Шеки. Архитектурно- строительные традиции сохранялись в народном зодчестве; в домах богатых горожан в XVIII в. стены покрывались росписями (растительные мотивы, иногда включавшие изображения птиц, зверей, людей). Народное искусство представлено украшенными узорами медной посудой и оружием из села Лагич; богатейшим разнообразием ворсовых и безворсных ковров и ковровых изделий куба-ширванского, баку-апшеронского, гянджа-казахского, карабахского и южно- азербайджанского типов; художественной вышивкой Шеки и других районов Азербайджана.

После присоединения Азербайджана к России (XIX в.) в азербайджанской архитектуре сказывается влияние русской строительной культуры. Традиционные приёмы планировки и композиции, национальные архитектурные формы и мотивы декора нередко сочетаются с элементами русского и западноевропейского классицизма (Баку). Распространяется тип городского дома с застеклёнными галереями - "шушебенд". Во второй половине XIX в. в живописи (стенные росписи, портрет) наряду с традиционной плоскостностью и декоративностью ощутимы реалистические черты, попытки объёмно-пластической моделировки форм, стремление передать портретное сходство (художники Мирза Кадым Эривани, Мир Мохсун Навваб, Уста Гамбар Карабаги). В 1900-20-х гг. выступили художники реалистического демократического направления - график А. А. Азимзаде и живописец Б. Ш. Кенгерли, положившие начало изобразительному искусству Советского Азербайджана.

Коренной перелом в развитии искусства Азербайджана определила Октябрьская революция 1917. В 20-х гг. строятся первые благоустроенные рабочие посёлки, реконструируются города (Баку). В архитектурных работах и воспитании национальных кадров в Азербайджане приняли участие видные советские зодчие - братья Веснины, А. В. Щусев и др. С 30-х гг. работают выпускники архитектурно-строительного факультета (основан в 1920) Азербайджанского политехнического института - С. А. Дадашев, М. А. Усейнов, Э. А. Касимзаде, Г. А. Меджидов и др. Здания в Баку и других городах отражают этапы развития архитектуры Советского Азербайджана. Для начала 20-х гг. характерно стилизаторство под феодальное зодчество мусульманского Востока, для конца 20-х - начала 30-х гг. - появление конструктивистских построек (гостиница "Интурист" в Баку, архитектор Щусев), для второй половины 30-50-х гг. - стремление к освоению и творческому переосмыслению классического, в т. ч. национального, архитектурного наследия (парк имени С. М. Кирова, архитектор Л. А. Ильин, здание ЦК КП Азербайджана и Совета Министров Азербайджанской ССР, Музей имени Низами в Баку - все архитекторы Дадашев, Усейнов). В изобразительном искусстве в 20-30-х гг. преимущественное развитие получила графика (Азимзаде, И. Г. Ахундов, Г. А. Халыков и др.). В 30-50-х гг. усилилась роль скульптуры (П. В. Сабсаи, Ф. Г. Абдурахманов, Д. М. Карягды) и особенно живописи (С. А. Салаизаде, С. Б. Бахлулзаде, Б. А. Мирзазаде, Т. А. Тагиев), развивалось театрально-декорационное (Р. М. Мустафаев, С. Г. Шарифзаде, Н. М. Фатуллаев, К. М. Кязимзаде) и декоративно-прикладное (Л. Г. Керимов и др.) искусство. Для архитектуры Азербайджана 60-х - начала 80-х гг. характерны повышение внимания к её социальной роли, градостроительный подход к архитектурным задачам, смелость творческих исканий. Небывалый размах приобрело жилищное строительство, основанное на массовом применении типовых проектов и внедрении индустриальных методов. Показательны комплексное развитие новых городов (Сумгаит, Мингечаур, Дашкесан) и новые приёмы реконструкции исторически сложившихся городов (Баку, Кировабад, Степанакерт): применение свободной планировки, создание микрорайонов, формирование общественных центров. Эстетические качества современного этапа советского зодчества Азербайджана нашли выражение в архитектуре Баку (комплекс зданий АН Азербайджанской ССР, гостиницы "Азербайджан" и "Москва" - все архитектор Усейнов; станции метрополитена, архитекторы Усейнов, К. И. Сенчихин, Т. А. Ханларов, Ш. М. Зейналова, Э. А. Касимзаде и др.; Дворец радости "Гюлистан", архитектор А. Ю. Амирханов, Н. М. Гаджибеков и др.), а также и других городов. В изобразительном искусстве Азербайджана с конца 50-х гг. углубляется процесс осмысления национальных художественных традиций. Интенсивно развивается самобытная школа живописи Советского Азербайджана. Для произведений 60-80-х гг. М. Г. Абдуллаева, Н. Г. Абдурахманова, А. А. Джафарова, Н. С. Касумова, Т. Ф. Нариманбекова, Т. Т. Салахова, В. А. Самедова, Э. М. Рзакулиева, В. Я. Нариманбекова, Г. А. Алиева характерны насыщенная звучность палитры, приподнято-романтическая трактовка образов, многообразие приёмов и средств художественной выразительности. Многие художники Азербайджана участвуют в выставках за рубежом. В скульптуре успешно работают О. Г. Эльдаров, Т. Г. Мамедов, в графике - М. Ю. Рахманзаде, О. С. Садыхзаде и др. В Баку функционируют Азербайджанский институт строительных инженеров, Азербайджанское художественное училище имени А. Азимзаде, факультет живописи Института искусств имени М. А. Алиева. В 1936 основан Союз архитекторов Азербайджанской ССР, в 1940 - Союз художников Азербайджанской ССР.

Лит.: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ИИН СССР, т. 1-9 (кн. 1-2), М., 1971-1984; "Искусство Азербайджана", т. 1-12, Баку, 1949-68; Л. Керимов, Азербайджанский ковёр, т. 1-3, Баку-Л., [1961]-83; М. Усейнов, Л. Бретаницкий, А. Саламзаде, История архитектуры Азербайджана, М., 1963; Л. С. Бретаницкий, А. В. Р. Саламзаде, Архитектура Советского Азербайджана, М., 1972; Л. С. Бретаницкий, Б. В. Веймарн, Искусство Азербайджана IV-XVIII вв., М., 1976; Изобразительное искусство Азербайджанской ССР, М., 1978; Р. Эфандиев, Декоративно-прикладное искусство Азербайджана, Баку, 1976 (на азерб., рус. и англ. яз.).

Родительская категория: История | Культура
Категория: Страны | Города

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Арт сайты

Кто на сайте

Сейчас 372 гостей и зарегистрированных пользователей на сайте

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Авторизация на сайте Арт-Рисунок!