Хетты
- Просмотров: 27980
Хетты, народы, жившие в древности на территории Малой Азии и говорившие на языках индоевропейской семьи. Собственно хеттская эпоха в Малой Азии делится на несколько этапов: Ранний период (певая половина XVIII в. до н. э.), Древнее Хеттское царство (вторая половина XVIII-XVI вв. до н. э.), Среднее Хеттское царство (XV - начало XIV вв. до н. э.), Новое Хеттское царство (XIV - начало XII вв. до н. э.), Поздний период (начало 1-го тысячелетия до н. э.). Хетты создали высокую культуру, которая, унаследовав традиции местной малоазийской культуры и впитав влияния египетской (см. Египет Древний) и шумеро-вавилонской культуры (см. Шумер, Вавилония), отличалась чертами своеобразия, оказавшими воздействие на культуру соседних стран (Ассирии, Сирии, Урарту).
В строительстве хеттами использовались крупноформатные материалы: из грубо- обработанного камня выкладывались сводчатые тоннели, склепы; массивные полигональные каменные блоки, плотно соединённые насухо (циклопическая кладка), служили основным строительным материалом для городских стен. Наиболее крупные горные поселения, как правило, располагались вблизи рек, включали цитадель, находившуюся на вершине скалы или холма, и окружались стенами. Крупнейший памятник градостроительства и архитектуры Хеттского царства - его столица город Хаттусас (современный Богазкёй, Турция); в её монументальных сооружениях (дворцах, храмах), часто больших размеров, постройки располагались несколькими концентрическими рядами вокруг центрального здания. Среди основных архитектурных памятников Позднего периода - города Самаль (близ современного Зенджирли, Турция) и Кархемиш (на юго-востоке современной Турции) с дворцовыми зданиями типа "бит-хилани" (с двумя удлинёнными помещениями, параллельными друг другу).
Скульптура хеттов в значительной мере связана с архитектурой. Рельефы (высокие и плоские) применялись для оформления городских стен (полуфигуры львов и сфинксов, обрамляющие ворота крепостных стен в Хаттусасе, XIV-XIII вв. до н. э.), для облицовки наружных стен дворцов (ортостаты; фигуры божеств, священных животных, сцены придворной жизни), высекались на скалах (сцены процессий божеств на стенах в ущелье святилища Язылыкая близ Хаттусаса, XV-XIII вв. до н. э.). Известна также круглая скульптура (преимущественно статуи божеств). Изображения 2-го тысячелетия до н. э. подчинены условному канону (в рельефах: голова и ноги - в профиль, плечи и глаз - в фас), отмечены монументальностью образов, чья суровая торжественность, мощь подчёркивались статичностью и массивностью мало- расчленённых, связанных с глыбой камня форм. В скульптуре Позднего периода проявляются черты ассирийского (большая стройность пропорций, включение жанровых сцен в композиции), а затем арамейского искусства.
Декоративно-прикладное искусство представлено художественной обработкой металла: штандарты-эмблемы, статуэтки божеств дохеттского периода (из холмов Аладжа-Хююка, Алишар-Хюкжа близ Хаттусаса), отличающиеся геометрической обобщённостью форм; статуэтки богинь Древнего Хеттского царства, отмеченные сирийскими и египетскими художественными влияниями. К дохеттскому периоду восходят и особенности керамики хеттов: расписные сосуды с волнообразным орнаментом из Алишар-Хююка (так называемая каппадокийская керамика); полихромные расписные, а также монохромные, черно- и краснолощёные, кувшины, чаши, сосуды в форме фигур и голов животных из села Кюль-Тепе (Турция). В эпоху Древнего Хеттского царства распространились выполненные на гончарном круге краснолощёные сосуды, отмеченные чёткой линией профиля. В период Нового Хеттского царства преобладала расписанная полихромная керамика, покрытая глазурью; распространились большие парадные сосуды, украшенные рельефными изображениями. Для искусства глиптики хеттов характерны печати в форме круглого штемпеля с симметричными композициями из иероглифических надписей и символических изображений.
Лит.: ИСиНМ, т. 5, М., 1981.