Арт-Рисунок

Термин и понятие в изобразительном искусстве.

Назарейцы

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Назарейцы, прозвище группы немецких и австрийских художников

Назарейцы (нем. Nazarener), прозвище группы немецких и австрийских художников, образовавших в 1809 в Вене "Союз св. Луки" ("Lukasbund"). Полуироничное наименование Назарейцев произошло от "алла назарена" - традиционного названия причёски с длинными волосами, известной по автопортретам А. Дюрера и вновь введённой в моду Ф. Овербеком; намекая на пристрастие назарейцев к искусству немецкого Возрождения, это наименование указывало одновременно и на религиозные устремления членов "Союза" (первый "назареец" - Христос). С 1810 назарейцы (Овербек, П. Корнелиус, Ф. Пфорр, Ю. Шнорр фон Карольсфельд, Ф. Фейт и др.) работали в Риме, заняв пустовавший монастырь Сан-Исидоро и живя по образцу средневековых религиозных братств и художественных артелей. В соответствии с религиозно-патриархальными концепциями консервативного крыла немецкого романтизма назарейцы. выступили против религиозной "безнравственности" искусства позднего классицизма, стремились возродить духовность, свойственную искусству средневековья и Раннего Возрождения, утерянную, по их мнению, в художественной культуре нового времени. Однако избрав образцом для подражания в основном произведения Дюрера, Перуджино, раннего Рафаэля, назарейцы всё дальше отходили от жизненных наблюдений и довольно быстро впали в эпигонство, сухое и холодно-отвлечённое стилизаторство, наиболее ощутимые в коллективно исполненных фресках на библейские темы (росписи в доме Бартольди в Риме, 1816-17; ныне в Национальной галерее, Берлин) и на сюжеты из "Освобождённого Иерусалима" Т. Тассо (росписи Казино Массимо в Риме, 1819-30). В 1820-30-е гг. большинство назарейцев вернулось на родину. Практическая деятельность назарейцев и особенно их теоретические высказывания оказали определенное воздействие на А. А. Иванова (в начальный период его работы над "Явлением Христа народу"), а во второй пол. XIX в. - на творчество прерафаэлитов в Великобритании и представителей неоидеализма в Германии.

Лит.: Verbeck-Cardauns H., Die Lukasbrьder, Kempen, 1947; Andrews К., I Nazareni, Mil., [1967].

Родительская категория: История | Культура
Категория: Термины | Понятия

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Арт сайты

Кто на сайте

Сейчас 235 гостей и зарегистрированных пользователей на сайте

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Авторизация на сайте Арт-Рисунок!