Арт-Рисунок

Георгиевская лента

Термин и понятие в изобразительном искусстве.



Ковёр

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Ковёр, художественное текстильное изделие

Ковёр, художественное текстильное изделие, обычно с многоцветными узорами, служащее главным образом для украшения и утепления помещений и для обеспечения бесшумности. Самый ранний из сохранившихся - переднеазиатский ворсовый ковёр - был найден на территории СССР в Горно-Алтайской АО в одном из Пазырыкских курганов (V-IV вв. до н. э.; ныне в ГЭ). Сохранились свидетельства о существовании ковров в древних государствах Ближнего Востока - Ассирии и Вавилонии.

Художественные особенности ковра определяются фактурой ткани (ворсовой, безворсовой, валяной), характером материала (шерсти, шёлка, льна, хлопка, войлока), качеством красителей (натуральных в древности и средневековье, химических со второй пол. XIX в.), форматом, соотношением каймы и центрального поля ковра, орнаментальным набором и композицией рисунка, цветовым решением. В ворсовых коврах художественная и бытовая ценность изделия определяется также характером узловязания (двойной или полуторный узел), плотностью и высотой ворса (ковёр самой высокой плотности изготовлялись в Иране, где преимущественно применялся полуторный узел - "сеннэ"), в безворсовых - способом тканья (см. Гобелен, Килим, Палас, Шпалера). Различают ковры ручной и машинной (с середины 19 в.) выработки. По качеству исполнения и сложности рисунка ручные ковры не превзойдены; многие современные производства стремятся сохранить (или возродить) традиционное ручное ковроткачество.

Из ковров Востока наиболее широко известны иранские, турецкие, туркменские и азербайджанские ковры. Иранские ковры в европейской литературе обычно классифицируются по месту производства (например, "исфахан", "кашан", "фараган", "джоушаган", "хорасан" и т. д.) или по типу композиции центрального поля ("медальонные", "охотничьи", "звериные", "садовые", "вазовые"); они характеризуются большей частью высокой плотностью (особенно ковры Исфахана и Кашана), сложным растительным и геометрическим орнаментом, в который часто включаются надписи; изображения людей и животных, многополосной каймой и чрезвычайно богатой и разнообразной гаммой красок. Турецкие ковры, которые также делятся по месту производства ("ушак", "бергама", "ладик", "гиордес", "кула" и пр.), отличаются орнаментом из крупных, сильно стилизованных или геометризованных растительных мотивов, как правило, контрастной расцветки. Типичны молитвенные ковры с изображением михраба с лампой внутри него, 2 колонками по сторонам и надписями (стихи Корана) вокруг него. Туркменские ковры классифицируются по родоплеменной принадлежности (текинские, йомудские, эрсаринские, сарыкские и др.). Орнамент центрального поля составлен из повторяющегося рядами родоплеменного знака - геля (обычно восьмиугольный, иногда овальный медальон), форма и заполнительный узор которого различны у разных племён. Расцветка большинства гелей диагональная. Для всех туркменских ковров (кроме типа "бешир") характерна единая цветовая гамма, построенная на многообразии оттенков красного цвета. Азербайджанские ковры, чрезвычайно разнообразные по видам, ворсовые и безворсовые, также различаются по месту производства. Для одних видов ("куба", "ширван", "казах", "зенджа" и пр.) характерны сложные геометризованные узоры, которые включают различные (в коврах разных групп) по форме и размеру медальоны - гели и картуши с надписями ("кетебе"), иногда схематические фигурки животных и людей; для других ("Карабах" и пр.) - разнообразный растительный орнамент с обилием цветочных мотивов. Азербайджанские ковры выделяются звучным колоритом, построенным на сочетании локальных интенсивных тонов, графически чётким рисунком, подчёркнуто ясной композицией. Орнаментированные войлочные ковры - кошмы - широко распространены у народов Центральной и Средней Азии и Казахстана.

В западноевропейском ковроткачестве особое место занимают шпалеры (фламандские, французские, немецкие), в XVII-XVIII вв. выделяются ворсовые ковры мануфактуры Савонри, основанной в 1605 в Париже (с 1627 в помещении бывшей мыловарни, откуда и название её - от savon, т. е. мыло). Это ковры с пышным полихромным цветочным и арабесковым барочным орнаментом обычно на глубоком коричневом или чёрном фоне. Под их влиянием создавались ворсовые ковры в Англии и Испании. В XIX в. с развитием фабричного производства художественный уровень западноевропейского ковроделия резко упал. Однако к середине XX в. в ряде стран (особенно во Франции) делаются успешные попытки вывести из тупика эту отрасль художественного ремесла, вернуть ей былое значение. Заметные успехи в этой области достигнуты в Болгарии, Польше, Румынии, Югославии, где с начала XX в. возрождается изготовление ворсовых и безворсовых ручных ковров с геометризованным и стилизованным растительным орнаментом.

В Европейской части СССР ковроделие издавна развивалось на Украине (главным образом килимы: в центральных районах - с узором из плоскостно трактованных и размещённых рядами цветов на чёрном, голубом или светло-жёлтом фоне, а в западных районах - с геометрическим узором). Килимы ярких расцветок с мотивами цветочных веток и вазонов, а также с геометризованным орнаментом ткутся в Молдавии. Из русских ковров особенно известны курские и воронежские - безворсовые, с объёмно трактованными цветами натуральной расцветки на чёрном фоне. В Тюменской области ткутся высоковорсовые ковры с цветочным орнаментом. В СССР мастера-ковроделы, организованные в артели и фабрики (с 1960), ведут поиски новых средств художественного выражения, в то же время используют старые традиции и приёмы. В развитии традиционного ковроткачества с учётом задач советского декоративно- прикладного искусства большая роль принадлежит ковровой лаборатории при Научно-исследовательском институте художественной промышленности, ковровым производственным объединениям Азербайджанской ССР и Туркменской ССР, экспериментально- художественным мастерским.

Лит.: Ковры РСФСР. [Каталог], М., 1952; Е. Г. Яковлева, Русские ковры, М., 1959; Л. М. Левин, В. И. Свердлин, Ковры и ковровые изделия, М., 1960; Л. Керимов, Азербайджанский ковер, т. 1-3, Баку-Л., [1961]-83; С. И. Руденко, Древнейшие в мире художественные ковры и ткани, М., 1968; Ковры и ковровые изделия Туркменистана. Альбом, Ашхабад, 1983; Weigert R. A., French tapestry, L., 1962; Tattersall С. Е. С., Reed S., A history of British carpets, Leighon-Sea, 1966; Bode W. von, Kьhnel E., Antique rugs from the Near East, 4 ed., L., 1970; Erdmann K., Seven hundred years of Oriental carpets, L, 1970; Petsopoulos Y., Kilims. The art of tapestry weaving in Anatolia, the Caucasus and Persia, L., 1979; Ford P. R. J., Oriental carpet design. A guide to traditional motifs, patterns and symbols, L., 1981; Textilkunst im Orient und in Europa, Halle (Saale), 1981.

Родительская категория: История | Культура
Категория: Термины | Понятия

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Арт сайты

Кто на сайте

Сейчас на сайте 414 гостей и пользователей

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Авторизация на сайте Арт-Рисунок!