Жанр
- Просмотров: 30333
Жанр, внутренние подразделения в большинстве видов искусства
Жанр (франц. genre - род, вид), исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества. В изобразительном искусстве основные жанры определяются прежде всего по предмету изображения (пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический жанр, анималистический жанр и др.). Дальнейшая, более дробная жанровая дифференциация обусловлена тем, что в художественном творчестве сливаются познавательные, идейно-оценочные, образно-художественные элементы, а каждое произведение искусства имеет ещё и определенное функциональное назначение. Так, поскольку идейно-оценочная позиция художника- портретиста может быть не только объективной или апологетической, но и иронической или гневно-обличительной, портрет может приобрести форму шаржа или карикатуры. В зависимости от своего назначения тот же портрет может быть парадным, камерным, интимным и пр. Новые "поджанры" основных жанров возникают также при дроблении на более частные явления самих предметов изображения (например, морской вид, марина - особый вид пейзажа, "галантный жанр" - один из видов бытового жанра, и т. д.). Поскольку каждому жанру присущи определённые, характерные только для него средства художественной выразительности, жанр может быть определён как тип произведения искусства в единстве специфических свойств его формы и содержания. В тех видах искусств пластических, где невозможно выделить предмет изображения (в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и др.), жанровая классификация не принята; её место занимают типологические разделения, основанные главным образом на функции произведений (например, дворец, церковь, жилой дом в архитектуре).
Понятие жанра не является внеисторическим. Искусство древности, средних веков и Возрождения не знало чётких границ между жанрами. Только в XVII-XVIII вв. эстетика классицизма создала строго определённую, нормативную, иерархическую жанровую систему (именно тогда во Франции входит в употребление и сам термин "Жанр"). Уже в XIX в. жёстко установленные границы жанров начинают стираться, ряд жанров постепенно утрачивает своё значение и главенствующее положение в иерархической системе (например, "историко-мифологический" жанр); одно- временно важнейшее значение получают некоторые жанры, ранее относившиеся к категории "низких" (портрет, пейзаж, бытовой жанр и др.). В XX в. происходит сложный процесс переплетения и взаимодействия жанров, рождения их новых разновидностей. Несмотря на очевидную историчность понятия жанра, в практике искусствознания его часто применяют ко всем периодам истории мирового искусства, что объясняется удобством рассмотрения во многих случаях произведений искусства, объединённых не стилистической близостью, а тематикой изображения.
Лит.: Н. Буало, Поэтическое искусство, М., 1957; Ф. В. И. Шеллинг, Философия искусства, М., 1966; Недошивин Г А., Беседы о живописи, [2 изд.], М., 1964.