Арт-Рисунок

Георгиевская лента

Галерея изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура...

 
Вернуться в категорию
Тибет. Монастырь гелукпа 1936 г. - Картон, темпера; 30,3 х 45,8 см. Музей Николая Рериха. Нью-Йорк, США.
 
Тибет. Монастырь гелукпа 1936 г. —

Картон, темпера; 30,3 х 45,8 см.
Музей Николая Рериха.
Нью-Йорк, США.

Рейтинг: 5 / 1 голос  
  Пожалуйста, оцените это изображение

Комментарии  

0 # Описание картины Николая Рериха: Тибет. Монастырь гелукпа 1936 г.Музей Арт-Рисунок 04.11.2013 17:25
О картине

Гелукпа, гелуг-па - одна из школ тибетского буддизма. Цзонхава, Цзон-Ка-Па (1357-1419) - тибетский религиозный деятель, мыслитель и проповедник. Вошёл в историю как реформатор тибетского буддизма, запретивший применение магии во всех её видах, и основатель школы Гелуг, впоследствии ставшей в Тибете наиболее многочисленной (ламаизм) и игравшей важнейшую роль в политике Тибета и близлежащих стран.

Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. II Сикким (1924). Рига: Виеда, 1992.
...Конечно, учитель Дзон-Капа нам еще ближе [чем Падма Самбхава - Сост.]. Он повысился за пределы магии. Он запретил монахам проявлять магические силы. Его учение - Желтые ламы - представляется менее испорченным.

Под Новый год, четвертого февраля, после заката вспыхивают огни в монастырях по холмам. И звон гонгов и дальние барабаны звучат... Утром - танцы.

Перед Новым годом уничтожают злых сущностей - заклинаниями, танцами. В оленьем танце разрубается фигура злой сущности, и части ее разбрасываются. И важно ходит по кругу Покровитель Учения, взмахивая мечом. И кружатся, размахивая крыльями широких рукавов, черноголовые ламы. И музыканты в желтых высоких шапках выступают, как берендеи в "Снегурочке". И орлы черкают по воздуху над узорными углами храма. И на уступах холма пестреют собравшиеся толпы.
И самые танцы в день Нового года со страшными символами злых сущностей и скелетов приобретают жизненное значение. И как далеко впечатление страшных масок на солнечном фоне Гималаев от давящей черноты углов музеев, где такие атрибуты часто составлены, пугая посетителей видом условного ада. Конечно, весь этот ад и создан для слаборазвитых душ. Много фантазии положено на изощрение адских обличий. (...)

Входя во храм, идете по левую руку до стены алтаря. В храмах желтой секты в середине алтарной стены статуя Будды или теперь даже Майтреий Будды. В красной секте посередине Падма Самбхава, а Будда по правую руку.

Рерих Н.К. Алтай - Гималаи. IV. Ладак. (1925).
Много раз очищали учение Будды, и все-таки оно быстро засыпалось копотью предрассудков. Жизненность превращалась в груду трактатов и метафизическую номенклатуру. Что же изумляться, если и сейчас еще высятся стены монастыря Ламаюры - твердыни верований бон-по, с их шаманскими вызываниями, зародившимися задолго до рождения Будды?

Но все-таки произошло полезное сознание: привыкли очищать учение. Конечно, не пресловутые соборы в Раджагрихе, Весали и Патне возвращали учение к первоначальной простоте общины. Но сильные духом отдельные учителя искренне пытались снова явить прекрасный лик учения. Атиша, поражавший условщину, боролся с темным пережитком чародейства бон-по. Асвагоша, основатель всей Махаяны севера, применявший для убедительности и наглядности форму драматических представлений. Смелый Нагарджуна, почерпавший на озере Юмцзо мудрость из бесед с Нагом - "змеиным царем". Тибетский Орфей - Миларепа, окруженный животными и слушавший вещие голоса гор. Поборовший силы природы Падма Самбхава, мощный, хотя и искаженный условностями "красных шапок". Ясный и деятельный Дзон-Капа, так полюбившийся всему северу, основатель "желтых шапок". И многие другие, одинокие, понимавшие предуказанную эволюцию, счищали пыль условности с заветов Будды. Их труды снова прикрывались затхлым слоем механических ритуалов. Условный ум "обывателя", даже признав учение Будды, все-таки пытался одеть его по своему предрассудочном у разумению.

Рерих Н.К. Алтай - Гималаи. V. Ламаюра - Лэ - Хеми (1925).
Только Майтрейя прочно связывает махаяну с хинаяной, включая Цейлон. В этом почитании соединились желтая и красная секты. Есть величие в этом почитании будущего.

Рерих Н.К. Сердце Азии / Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.
Все три учения ламаизма выражены в Ладаке. Гелукпа - желтая вера, преподанная Дзонг-Капой; красношапочники , последователи Падмы Самбхавы, и даже Бонпо, так называемая черная вера, древнейшего добуддийского происхождения. (...)
В Лхасе особо связывается с учением Шамбалы монастырь Морулинг, известный своею ученостью. Число лам в Морулинге не превышает трехсот. Говорится, что время от времени некоторые ламы из Морулинга уходят в какое-то горное убежище в Гималаях, из которого не все возвращаются обратно. В некоторых других монастырях желтой секты практикуется учение Калачакры. Также имеется особый Дацан Шамбалы в Кумбуме на родине самого Цзон-Ка-Па и в китайском монастыре Утайшане, где настоятель монастыря написал замечательную книгу: "Красный путь в Шамбалу". Книга еще не переведена.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Powered by Phoca Gallery

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Арт сайты

Кто на сайте

Сейчас на сайте 219 гостей и пользователей

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Авторизация на сайте Арт-Рисунок!