Арт-Рисунок

Георгиевская лента

Галерея изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура...

 
Вернуться в категорию
Грачи прилетели. 1871 - 62 х 48,5 смХолст, маслоРеализмРоссияМосква. Государственная Третьяковская галерея
 
Грачи прилетели. 1871 —

62 х 48,5 см
Холст, масло
Реализм
Россия
Москва. Государственная Третьяковская галерея

Рейтинг: 5 / 1 голос  
  Пожалуйста, оцените это изображение

Комментарии  

+18 # Описание картины: Грачи прилетели (Алексей Саврасов)Музей Арт-Рисунок 13.04.2012 13:37
На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. К светло-голубому с высокими облаками небу тянутся еще голые, но уже забродившие соками ветки берез. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны.

«Грачи прилетели» - так назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов. Знакомая всем с детства картина представляется сейчас одним из символов русского пейзажа. Эту картину, такую простую и внешне безыскусную, сразу восприняли как олицетворение русской природы, всей деревенской России.

Исаак Левитан так отзывался о картине «Грачи прилетели»: «Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи, - и только... Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу».

Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» Саврасов писал в селе Молвитино близ Костромы. Это было довольно большое село с церковью на окраине, построенной в конце XVIII века. Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. Потемневшие от времени избы, крестовые дворы, деревья с мокрыми стволами, свисающие с крыш длинные сосульки... Сколько было таких сел в России!

Саврасов приехал в Молвитино в марте 1871 года. Здесь он много и плодотворно работал над этюдами с натуры, так что ни одна мелочь не ускользала от его пристального взгляда. Уже в первых этюдах тонкие, трепетные стволы берез потянулись к солнцу, просыпалась от зимней спячки земля. Все оживало с наступлением весны - любимой поры художника.

Однажды художник пошел на окраину села - посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. То ощущение весны, которым он жил последние дни, вдыхая пьянящий мартовский воздух, здесь - у околицы обычного русского села - приобрело особую силу и очарование. Он раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.

Сначала Саврасов отвергает вариант за вариантом, пока наконец не находит тот характерный пейзажный мотив, который и лег в основу полотна. Правда, история создания этой известной картины и до сих не до конца выяснена. А. Соломонов, биограф художника, еще при жизни А. Саврасова, утверждал, что картина была исполнена в один день. Правда, советский художник Игорь Грабарь утверждал, что этот маленький пейзаж был написан Саврасовым позже, уже в Москве. Сравнивая два дошедших до нас этюда с самой картиной, он предположил, что последний этюд к картине был сделан художником по памяти: «С натуры нельзя так написать. Береза всегда имеет свой рисунок... По такому этюду не сделаешь картину. Это скорее эскиз по памяти».

Картина «Грачи прилетели» впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. А известность картина приобрела немного позже, когда она была выставлена в Петербурге на выставке Товарищества передвижников. Несмотря на то, что полотно Саврасова было выставлено в окружении других пейзажей, оно сразу же привлекло всеобщее внимание.

В таком скромном, но пленяющем взор облике предстала перед А. Саврасовым весна, такой она навеки и запечатлена в его картине - со своей вечной темой обновления жизни. Все казалось таким обыденным, проще простого, и тем не менее волновало зрителя красотой живописи и гармонией светового строя. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой, и с воздухом, и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах».
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+15 # Описание картины: Грачи прилетели, 1871 г. (Алексей Саврасов)Третьяковская галерея 29.01.2014 17:38
Картина "Грачи прилетели", появившаяся на Первой передвижной выставке в 1871 году, сразу привлекла к себе внимание. Созданию ее предшествовала поездка А.К. Саврасова на Волгу, в Костромскую губернию. Как свидетельствует авторская надпись на картине, она начата в селе Молвитино (ныне Сусанино) недалеко от города Буй.
Полотно "Грачи прилетели" знаменовало рождение нового этапа в развитии русской пейзажной школы. Путь, проложенный Саврасовым, утверждал эстетическую значимость простого, скромного мотива в природе, одухотворенного личностным отношением художника. Поэтическое видение автора превращало обыденность в светлую элегию об извечном и непрестанном обновлении жизни.
На холсте предстала окраина русского села. Согретый лучами весеннего солнца снег слегка подтаял и выглядит рыхлым и осевшим. Рядом с березками, тянущимися к еще холодному небу, проступила талая вода. Легкий ветерок словно приносит запахи тепла, дыма, пробуждающейся от зимнего сна земли. За серым дощатым забором – жалкие домишки, в глубине – каменная церковка с шатровой колокольней, а дальше расстилается равнина с сырыми проталинами и полосками снега, замкнутая сиреневой кромкой леса у сизого горизонта. Зима нехотя отступает. Хлопочут на деревьях шумные, веселые птицы, строят гнезда, радостно возвещая о близости весны.
Трепетное чувство ожидания перемен, обаяние первых дней весны присутствует и в светлом, прозрачном колорите картины. Сквозь сероватые зимние облака по-весеннему ярко проглядывает голубизна неба. Коричневатые проталины на широкой равнине спорят своей теплотой с холодными сиреневато-серы ми оттенками снега.
Легкая, воздушная дымка окутывает передний план и тающие дали картины.
Это бесхитростное произведение стало для русского искусства настоящим откровением. Тонкая лирика саврасовских пейзажей противопоставля ла задушевную скромность русской природы внешней красивости и парадной салонности полотен мастеров академического толка. Описывая свои впечатления о выставке, И.Н. Крамской писал в одном из писем Ф.А. Васильеву, что все пейзажи там – "это вода, деревья, даже воздух, а душа есть только в "Грачах"".
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+7 # Описание картины «Грачи прилетели»Саврасов Алексей Кондратьевич 22.02.2016 17:30
Описани е картины Алексея Саврасова: Грачи прилетели.

Картину «Грачи прилетели» А.К. Саврасов написал в 1871 году. Практически сразу простота и безыскусность этого полотна привлекли внимание современников. Известный меценат и ценитель искусства Третьяков незамедлительно приобрел этот шедевр для своей коллекции.
Основная тема картины – наступление весны. Художнику удалось с необыкновенным мастерством показать пробуждение природы после долгой зимней спячки. Краски ранней весны не бросаются в глаза своей яркостью. Наоборот, в полотне преобладает серовато-коричн евая гамма, спокойная и приглушенная.
На картине мы видим окраину деревни или небольшого села. Первый план полностью отдан изображению весенней природы. Слева – рыхлый, талый снег со следами животных и птиц. В нем уже ничего не осталось от зимнего великолепия и белоснежной пышности. Сразу понятно, что от этой приметы холодного времени года скоро не останется и следа. Справа снег уже превратился в весеннюю проталину, наполненную прозрачной, холодной водой. На передний же план художник поместил и березки, тоненькие, трогательные и какие-то особенно беззащитные в своей обнаженности. Время их расцвета еще впереди. А пока голые ветви деревьев облюбовали грачи. Это первые предвестники и глашатаи весны. Птицы вернулись в родные края и обживают свои гнезда.
Следующий план картины начинается за дощатым забором. За ним простирается бескрайнее поле, на котором еще лежит снег. Земля ждет начала сельскохозяйств енных работ. Здесь же видны крыши деревенских домишек и старая церквушка с заброшенной колоколенкой. Дальний край поля сливается с линией горизонта. Небо на картине Саврасова также свидетельствует о скором приближении весны. Сквозь пелену облаков уже проглядывает яркая синева, на фоне которой особенно ярко и контрастно выглядят силуэты грачей.
Картина оставляет после себя ощущение весенней свежести, легкости, прозрачности, радостного предчувствия и предвкушения. Это своеобразный символ обновления всего живого в природе.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Powered by Phoca Gallery

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Арт сайты

Кто на сайте

Сейчас на сайте 327 гостей и пользователей

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Авторизация на сайте Арт-Рисунок!