Арт-Рисунок

Георгиевская лента

Культура стран и городов.



Марокко

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Марокко, государство на северо-западе Африки

Марокко, Королевство Марокко, государство на северо-западе Африки. В южных районах Марокко обнаружены наскальные изображения слонов, антилоп, птиц (неолит). 1-м тысячелетием до н. э. датируются кольцевые каменные могильники ("шуши") местных кочевых племён - ливийцев, а также остатки финикийских поселений (Тингис, см. Танжер; Шелла, см. Рабат), красноглазурованная керамика. От I в. до н. э. - III в. н. э. сохранились руины римских городов (Волюбилис, Тамуд, Тингис) с остатками архитектурных ансамблей, мозаиками, скульптурой. В первые века нашей эры на территории Марокко развивалось также искусство автохтонного населения - берберов. В XI-XV вв. в Марокко развивалась одна из школ мавританского искусства. Средневековые города Марокко включали касбу и медину, окружённые стенами с прямоугольными в плане башнями (Мекнес, Рабат, Фее), здания строили из камня, бетона, глины и кирпича. В культовой архитектуре сложился тип мечети с многостолпным молитвенным залом, аркады которого выходят в прямоугольный в плане двор: к стене с михрабом примыкает неф, перекрытый, как и осевой, сталактитовыми или ячеистыми куполами и наборными деревянными потолками - артесонадо (мечети Карауин в Фесе, Кутубия в Марракеше). О стремлении к грандиозности архитектурно-пространственной композиции свидетельствует неоконченная мечеть Хасана в Рабате. Характерны минареты в виде квадратных в плане башен с резным каменным декором (минарет мечети Кутубия в Марракеше), стрельчато-подковообразные и фестончатые арки на пилонах. Высоким уровнем фортификационного строительства XI-XIII вв. отличаются крепости (Амаргу близ Феса, XI в., Тасгимут, XII в.) и городские укрепления с прямоугольными в плане башнями и украшенными резьбой по камню воротами (Баб-Агвенау в Марракеше). В архитектуре XIII-XIV вв. сохраняются старые конструкции, но особое развитие получает декор: виртуозная резьба по дереву и стуку, глазурованные изразцы, керамические и стеклянные мозаика, витражи (Большая мечеть в Тазе, медресе Аттарин в Фесе); орнамент, построенный на сплетении геометрических, растительных и эпиграфических мотивов, обогащает пластическую моделировку стен и перекрытий и вместе с эффектами света, цвета и тени создаёт сложный архитектурно-декоративный образ. Памятники XVI-XVII вв. отличаются чрезмерной пышностью (ансамбль мавзолеев в Марракеше, Большие мечети в Танжере и Тетуане). Из сооружений XVIII-XIX вв. выделяются ворота Баб-аль-Мансур в Мекнесе, дворцы Феса (Дар-Бата), Мекнеса и Марракеша. В средние века сложились типы народного жилища Марокко - двухэтажные дома с внутренним двором (в гг. Рабат, Сале), башенные дома-крепости (в районах Высокого Атласа), круглые в плане с конической крышей хижины - "нуала" (близ Рабата), жилища с двускатными камышовыми крышами (на севере). В средневековом Марокко высокого расцвета достигли ткачество (шёлк, парча), ковроделие, тиснение по коже, керамика со штампов и расписными узорами, художественная обработка бронзы (многоярусные ажурные люстры для мечетей). В период французского протектората в городах появились районы европейской застройки (французский архитектор А. Прост, в Марокко работал в 1912-23); в архитектуре первой половины XX в. получил распространение стиль "мореск" (подражательное и эклектическое использование декоративных элементов мавританской архитектуры). В начале 50-х гг. в Рабате и Касабланке строятся здания с использованием современных конструкций и материалов (здание "Либерте" в Касабланке, 1950, архитектор Л. Моранди; госпиталь в Рабате, начало 50-х гг., архитектор Э. Делапорт). После завоевания независимости (1956) развернулось широкое строительство много- квартирных жилых домов, промышленных и общественных сооружений с солнцезащитными устройствами (рёбра, решётки, козырьки). Строят марокканские (Э. Азагури) и иностранные (Ж. Кандилис, Ш. Вудс) архитекторы. Развивается новое для Марокко изобразительное искусство (живописец М. А. Идриси, скульптор X. бен Салах, график М. Аммар). В Рабате, Касабланке и других городах созданы кооперативы прикладного искусства. Развиваются ковроделие, тиснение и вышивка по коже, чеканка и инкрустация по меди, ювелирное дело.

Лит.: ИСиНМ, т. 2, М., 1965; Б. В. Веймарн, Искусство арабских стран и Ирана VII-XVII вв., М., 1974; Т. П. Каптерева, Искусство стран Магриба. Древний период, М., 1980; Hill D., Golvin L, Islamic architecture in North Africa, L., 1976.

Родительская категория: История | Культура
Категория: Страны | Города

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Арт сайты

Кто на сайте

Сейчас на сайте 234 гостя и пользователей

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Авторизация на сайте Арт-Рисунок!