Аджарская Автономная Советская Социалистическая Республика
- Просмотров: 28882
Аджарская Автономная Советская Социалистическая Республика
Аджарская Автономная Советская Социалистическая Республика, Аджария. В составе Грузинской ССР. На территории Аджарии сохранились памятники доисторического периода: менгиры, "квакацеби" (каменные человеческие фигуры), остатки колхидских поселений (3-2-е тысячелетие до н. э.), городища на территории Кобулети (IV-III вв. до н. э.). К феодальной эпохе периода существования Грузинского царства (X-XIII вв.) относятся многочисленные оборонительные сооружения (со строительными пластами более ранних эпох) - Тамарисцихе, Петрасцихе, Гониосцихе, Хиханисцихе (все - первая половина XIII в.) и др.; зальная церковь с резным декором фасадов в Схалте (середина XIII в.), одноарочные мосты в сёлах Сапуткрети, Коколати, Кеда и др.
В период турецкого господства (XVI-XIX вв.) архитектура Аджарии переживает упадок; сохранились деревянные мечети с богатой резьбой в интерьерах (в сёлах Горджо, Дандало, Дидачара и др.). В конце XIX - начале XX вв. начался рост города-порта Батуми, приморских курортов (Кобулети, Зелёный Мыс и др.) с частными дачами и жилыми домами в духе эклектизма, развернулась закладка приморских парков (в Батуми, 1884); Батумского ботанического сада близ Зелёного Мыса (1912). С приездом художников из Москвы и Петербурга стало распространяться профессиональное изобразительное искусство. Значительное развитие архитектура и изобразительное искусство получили в годы Советской власти. Реконструируются и застраиваются на основе генеральных планов Батуми (1956, архитектор А. Николаишвили и др.; 70-е гг., архитектор К. И. Джавахишвили и др.), Кобулети (1958, архитектор Николаишвили и др.). Возводятся крупные общественные сооружения: гостиницы ("Интурист", 1939, архитектор А. В. Щусев, и "Медея", 1983, архитекторы А. К. Бакрадзе, Н. Д. Джобадзе, - обе в Батуми), пансионаты ("Мшенебели" в Кобулети, 1978, архитектор А. Круашвили и др.), дома отдыха ("Гантиади" в Кобулети, 1979, архитектор Н. Вадачкориа и др.), театры (драматический театр имени И. Чавчавадзе в Батуми, 1953, архитектор Л. С. Теплицкий), музеи, кинотеатры. В народной архитектуре преобладают 2-3-этажные жилища (нижний этаж каменный или кирпичный, верхний - деревянный) с балконами и галереей по фасаду, иногда по другим сторонам дома. В становлении профессионального изобразительного искусства в советское время значительная роль принадлежит батумскому Художественному училищу (1936-42) и тбилисской Академии художеств. Художественный процесс отмечен ростом мастерства, развитием разнообразных видов и жанров искусства: живописи, графики (Ш. Г. Холуашвили, Ш. А. Замтарадзе и др.), скульптуры (Т. П. Чантуриа, М. А. Болквадзе и др.), театрально-декорационного (А. М. Филиппов) и декоративно-прикладного (В. Квернадзе и др.) искусства. Особое место принадлежит живописи художника-самоучки X. Хелимиши. Народное искусство Аджарии издавна представлено резьбой по дереву, художественной обработкой металла, вышивкой. В 1939 основано Аджарское отделение Союза художников Грузинской ССР, в 1962 - Аджарское отделение Союза архитекторов Грузинской ССР.
Лит.: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; Д. Комахидзе X., Батуми. Планировка и застройка города, Тб., 1968.