Арт-Рисунок

Галерея изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура...

 
Вернуться в категорию
Троица. 1425-1427 - 114 x 142 см.  Доска липовая. Паволока рогожного переплетения, левкас, темпера. Икона. Храмовый образ из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.  Россия  Москва. Государственная Третьяковская галерея
"Троица" преподобного  Андрея Рублева – единственное дошедшее  до нас бесспорное произведение прославленного иконописца. Она была исполнена для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, вероятнее всего в 1425–1427 годах, одновременно с иконостасом  каменного собора, сооруженного преподобным Никоном Радонежским над гробом преподобного Сергия и украшенного артелью мастеров во главе с Андреем Рублевым и  Даниилом Черным. Сведения об этой работе содержатся в житиях Сергия и Никона, составленных в середине XV века. Указания на авторство Рублева содержатся также в "Сказании о святых иконописцах" XVII века, где рассказывается о том, что "образ святые Троицы" был написан по велению преподобного Никона "в похвалу ... святому Сергию Чудотворцу ...". До 1918 года икона находилась в  местном ряду иконостаса Троицкого собора. Ветхозаветный сюжет "Гостеприимство  Авраама" (Быт. 18), положенный в основу иконы Андрея Рублева, в различные эпохи  получал разную символическую интерпретацию. На протяжении веков иконографическая  мысль стремилась выразить через его посредство догматическое представление  о единосущном и триипостасном Боге. Сочетание исключительного мастерства  с особой силой духовного видения позволило Рублеву подвести итог многовековым  поискам и выразить в образе умонепостигаемое единство трех равных ипостасей Святой Троицы – Отца, Сына и Святого  Духа, которое является совершенным прообразом христианского единения  и любви: "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и  они да будут в Нас едино" (Ин. 17: 21).  "Троица" Андрея Рублева стала образцом для многих поколений иконописцев.  Вплоть до конца XVII века большинство изображений Святой Троицы так  или иначе было ориентировано на рублевский оригинал. Так, знаменитый Стоглавый собор 1551 года на вопрос о том, как писать иконы Святой Троицы, дал следующий ответ: "Писать живописцам  иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал   Андрей Рублев и прочие пресловущие  живописцы ... А от своего замышления ничтож претворяти".
 
Троица. 1425-1427 —

114 x 142 см.
Доска липовая. Паволока рогожного переплетения, левкас, темпера.
Икона. Храмовый образ из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.
Россия
Москва. Государственная Третьяковская галерея

"Троица" преподобного  Андрея Рублева – единственное дошедшее  до нас бесспорное произведение прославленного иконописца. Она была исполнена для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, вероятнее всего в 1425–1427 годах, одновременно с иконостасом  каменного собора, сооруженного преподобным Никоном Радонежским над гробом преподобного Сергия и украшенного артелью мастеров во главе с Андреем Рублевым и  Даниилом Черным. Сведения об этой работе содержатся в житиях Сергия и Никона, составленных в середине XV века. Указания на авторство Рублева содержатся также в "Сказании о святых иконописцах" XVII века, где рассказывается о том, что "образ святые Троицы" был написан по велению преподобного Никона "в похвалу ... святому Сергию Чудотворцу ...". До 1918 года икона находилась в  местном ряду иконостаса Троицкого собора.
 Ветхозаветный сюжет "Гостеприимство  Авраама" (Быт. 18), положенный в основу иконы Андрея Рублева, в различные эпохи  получал разную символическую интерпретацию. На протяжении веков иконографическая  мысль стремилась выразить через его посредство догматическое представление  о единосущном и триипостасном Боге. Сочетание исключительного мастерства  с особой силой духовного видения позволило Рублеву подвести итог многовековым  поискам и выразить в образе умонепостигаемое единство трех равных ипостасей Святой Троицы – Отца, Сына и Святого  Духа, которое является совершенным прообразом христианского единения  и любви: "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и  они да будут в Нас едино" (Ин. 17: 21).
 "Троица" Андрея Рублева стала образцом для многих поколений иконописцев.  Вплоть до конца XVII века большинство изображений Святой Троицы так  или иначе было ориентировано на рублевский оригинал. Так, знаменитый Стоглавый собор 1551 года на вопрос о том, как писать иконы Святой Троицы, дал следующий ответ: "Писать живописцам  иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал   Андрей Рублев и прочие пресловущие  живописцы ... А от своего замышления ничтож претворяти".

Рейтинг: 5 / 2 голоса  
  Пожалуйста, оцените это изображение

Комментарии   

+62 # Описание картины: Троица (Андрей Рублев)Музей Арт-Рисунок 13.04.2012 09:26
Игум ен Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиево го монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного - прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных».

Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками, надо было написать большое количество икон для высокого многоярусного иконостаса.

Приступать к росписи соборных стен можно только через год после его постройки, когда фрескам уже не будет угрожать осадка здания. Но работы по внутреннему убранству храма можно было начинать сразу после окончания строительства. И первой заботой было создание главной иконы - «Троицы», которая должна была стоять по правую сторону царских врат.

«Троица» с момента своего создания «была любимейшей иконой древнерусских художников», служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений.

Андрей Рублев жил в нелегкий, но знаменательный период русской истории. Обескровленная и униженная чужеземным игом, Русь вставала с колен, расправляла плечи и начинала готовиться к освобождению от гнета Золотой Орды. Разорительное нашествие хана Едигея в 1408 году еще раз показало, что русским князьям надо прекратить междоусобную вражду, только вместе они смогут окончательно избавиться от «злой татарщины». Ученые считают, что именно в это время (около 1411 года) Андрей Рублев и создал свое лучшее произведение - «Троицу». Правда, другие утверждают, что «Троица» была написана в 1420-е годы, когда (как указывалось выше) в монастыре был воздвигнут белокаменный Троицкий собор.

Ветхозаветная Троица была символом единения. Еще в середине XIV века, основывая свою обитель, Сергий Радонежский (как сказано в одном из его житий) «поставил храм Троицы, дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира».

На довольно значительной по размерам доске Андрей Рублев изобразил ветхозаветную Троицу - явление Аврааму Бога в виде трех ангелов. Библейский рассказ в интерпретации Андрея Рублева утратил все те повествовательн ые черты, которые традиционно включались в композицию иконы на этот сюжет. Нет Авраама и Сарры, нет сцены заклания тельца, даже атрибуты трапезы сведены к минимуму: ангелы представлены не вкушающими, а беседующими. Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы.

Идейным и композиционным центром «Троицы» является чаша с головой жертвенного тельца - прообраз агнца новозаветного. В средние века на основе ее христианского значения возникло поэтическое сказание о «Чаше Грааля», из которой Иисус Христос пил во время Тайной вечери. В русскую народную поэзию чаша вошла как «смертная». В рублевской «Троице» «чаша смертная» - залог жизни будущей.

Вокруг престола с чашей сидят три задумчивых ангела, которые образуют собой как бы замкнутый круг - символ вечности, света и любви. Ангелы в одеяниях густого теплого тона, склоняя с бесконечной грацией убранные высокими прическами головы, со спокойно-строго й задумчивостью устремили глаза в вечность. В иконе нет ни движения, ни действия, только триединое и неподвижное созерцание.

За каждым из трех ангелов изображена его эмблема. За средним - древо, которое означает не только дуб мамрийский из библейского повествования, но и «древо жизни», «древо вечности», путь к которому после изгнания первых людей из рая заградил «серафим с пламенным вращающимся мечом». Согласно христианству, это древо могло быть символом воскресения. За вторым ангелом возвышаются легкие, стройные палаты. В «Псалтири» палаты являются художественным образом, который употребляется очень часто, как сфера радостного и вдохновенного познания. За третьим ангелом возвышается гора - древний символ всего возвышенного. В Библии «гора» - образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение - на горе Елеонской.

Кроме ссылок на позднейшие монастырские описи и «Сказание о святых иконописцах», достоверных сведений о написании этой иконы нет. До сих пор ведется спор о том, действительно ли «Троица» была написана Андреем Рублевым для Троицкого собора или она попала туда позднее. Историк В.А. Плугин полагает, что «Троица» попала в монастырь только при Иване Грозном, да и то в качестве дара. Царь Иван Грозный высоко чтил Троице-Сергиев монастырь - место своего крещения. Ежегодно ко дню памяти Сергия (25 сентября), а иногда и в другие дни, он приезжал в монастырскую обитель и делал щедрые вклады. Среди многочисленных его вкладов монастырские архивы упоминают и три иконы: «Богоматерь Умиление», «Сергий в житии» и «Троицу». Правда, некоторые ученые считают, что царь только обложил икону золотым окладом. Но если «Троица» попала в Троице-Сергиев монастырь только при Иване Грозном, где же тогда она находилась в течение ста пятидесяти лет? И для какого храма она была написана первоначально? В.А. Плугин предполагает, что она попала в Московский Кремль в конце 1540-х годов, когда туда свозилось множество икон из разных городов - Новгорода, Смоленска, Звенигорода, Дмитрова. До передачи в Троице-Сергиеву лавру икона могла находиться либо в Благовещенском соборе Кремля, либо в кремлевских царских «казнах» - хранилищах, либо в покоях (например, в личной молельне царя).

В июне 1547 года в Москве случился страшный пожар, во время которого выгорела большая часть Кремля, в том числе все иконное убранство Благовещенского собора и царский дворец с его иконами и сокровищами. Но «Троицы» тогда в Москве не было, она появилась там не позднее 1554 года, поскольку к этому времени для нее был уже изготовлен великолепный золотой оклад. Создать его могли только златокузнецы царских мастерских Кремля.

Вернувшийся на пепелище юный монарх приказал вызвать из Новгорода и Пскова лучших художников, чтобы они украсили иконами и фресками выгоревшие церкви и палаты. Для выполнения этих работ требовалось немало времени, и потому царь разослал во многие русские города «по святые и честные иконы» и велел поставить их в «Благовещении» и других храмах, «доколе новые иконы напишут». Вероятно, тогда-то и появилась в Москве «Троица».

После написания новых икон привезенные ранее по обычаю были возвращены обратно, но не все. Поскольку «святость с государевых дворов» была собственностью царя, то Иван Грозный и оставил у себя «Троицу». Но не просто оставил, а уделил ей особое внимание. Вскоре после победоносного возвращения с Волги он украсил многие прославленные иконы, но ни одну так пышно, как «Троицу». В конце XVI века этот оклад был заменен новым, сделанным по заказу Бориса Годунова.

А в Троице-Сергиев монастырь, как предполагает Плугин, икона попала в декабре 1564 года. В это время Иван Грозный ввел опричнину, которая характеризовала собой новый этап в жизни Московского государства, когда царь внезапно уехал в Александровскую слободу со всеми приближенными и слугами, со всей казной и «святостью». По дороге в слободу Иван Грозный посетил Троицкую обитель, которая незадолго до того погорела и нуждалась в иконах. Может быть, тогда Иван Васильевич и пожертвовал монастырю лучшее произведение великого мастера.

До революции «Троица» оставалась в Троицком соборе Троице-Сергиево й лавры, но потом распоряжением Советского правительства была передана для реставрации в только что учрежденные Центральные государственные реставрационные мастерские. Рублевская икона и до этого не раз промывалась, прописывалась, иногда покрывалась олифой, которая скоро темнела. Все это, конечно же, сказывалось на сохранности первоначальной живописи. Лишь в 1919 году «Троица» была окончательно освобождена от поздних наслоений, и с тех пор она всех чарует своим художественным совершенством. После реставрации в 1920 году она была выставлена для всеобщего обозрения среди других икон, а ныне находится в Третьяковской галерее. Вместо нее в иконостасе Троицкого собора поставлена копия, очень хорошо выполненная художником-рест авратором Н.А. Барановым.

Уже при первом взгляде на икону зритель оказывается в плену грациозных, певучих линий ее рисунка и нежнейшей красоты сочетающихся цветов. И чем дольше мы всматриваемся в чарующую живопись иконы, тем сильнее ощущаем душевное спокойствие, умиротворенност ь и неизъяснимое чувство гармонии с миром.

Много раз изученная и описанная, рублевская «Троица» и сегодня продолжает волновать искусствоведов загадочной сложностью своего художественного стиля. Кроме этого, в ученых кругах до сих пор не снят вопрос, который, на первый взгляд, может вызвать недоумение: «Кто написал «Троицу?» Знаток и собиратель икон Д.А. Ровинский высказал мысль о том, что икону мог написать итальянский мастер. Искусствовед Андрей Никитин пишет, что надо говорить не о «Троице» Рублева, а о «Троице Рублева», потому что произведениям великого иконописца рекомендовалось подражать как непревзойденным образцам русского иконописного искусства.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+18 # Описание иконы «Троица»Рублёв Андрей 22.02.2016 14:06
Описани е иконы Андрея Рублева: Троица.

Более 600 лет назад Андреем Рублевым была написана великолепная икона «Троица». Работа выполнена по канонам церковного искусства художником, чье сердце было отдано служению Богу. Не удивительно, что все работы наполнены религиозным содержанием.
Перед нами представлены три фигуры ангелов, восседающих за столом. Число три для православия символично и напрямую связано с единством Божием в трех лицах: Бог Отец, Сын и Дух Святой. Три ангела безмятежно и неторопливо ведут беседу. Их позы непринужденны, одежды просты и свободны.
Голова каждого смиренно склонена, окруженная золотистым ликом. Великолепны глаза, словно живые, они выдаются на картине, в них чувствуется блеск, одухотворенност ь. Лица выделяют классические тонкие черты лица, спокойная полуулыбка. Образы говорят о том, что милая беседа приятна и понятна им.
В центре иконы – чаша, как символ страданий Христа. Если вы внимательно посмотрите, то внутренний и внешний контуры крайних ангелов также составляет большую чашу. В руках у ангелов скипетры, символы власти, а в одеянии каждого присутствует лазурный цвет, цвет неба, символизирующий их причастность к Богу.
За центральной фигурой мы видим древо жизни, а левее от него – здание, символизирующее церковь. Обратите внимание на правый верхний угол. Здесь мы видим гору, как искупление падшего мира, прототип Голгофы, на которую взойдет Иисус.
Структура иконы подчинена идее круга, которая испокон веков символизировала вечность, в данном случае бесконечность любви и божественного триединства. В иконе нет лишних деталей, каждый предмет символичен. Рублев не утяжеляет икону бытовыми элементами, основное внимание сосредоточено на ликах.
Икона была написана для Троице-Сергиево го монастыря, поэтому ангелы обеспокоены миром порока, в котором погряз человек. И поэтому Бог Отец (центральная фигура) готов отправить на землю сына (левая фигура), чтобы искупить грехи людей. Эпохальная икона!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Powered by Phoca Gallery

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Арт сайты

Кто на сайте

Сейчас 219 гостей и зарегистрированных пользователей на сайте

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Авторизация на сайте Арт-Рисунок!