Арт-Рисунок

Георгиевская лента

Галерея изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура...

 
Вернуться в категорию
Святые Борис и Глеб 1942 г. - Холст, темпера; 61 х 123 см. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург, Россия.
 
Святые Борис и Глеб 1942 г. —

Холст, темпера; 61 х 123 см.
Государственный Русский музей.
Санкт-Петербург, Россия.

Рейтинг: 5 / 1 голос  
  Пожалуйста, оцените это изображение

Комментарии  

+1 # Описание картины Николая Рериха: Святые Борис и Глеб 1942 г.Музей Арт-Рисунок 13.11.2013 07:49
О картине

Первые русские святые Борис и Глеб - младшие сыновья князя Владимира Святославовича, убитые старшим братом Святополком в 1015 году. После гибели вместе с другими страстотерпцами они встали во главе Небесного воинства, защищающего Землю Русскую от врагов. Сюжет картины основан на предании о видении Пелгусия в ночь перед Невской битвой в 1240 году.
К образам святых Бориса и Глеба Н.К. Рерих обращается неоднократно. В 1904 году он пишет картину "Святые Борис и Глеб". В 1906 году по его эскизу была выполнена мозаика "Борис и Глеб" в церкви на Пороховых заводах в посёлке Морозовка под Шлиссельбургом. Построенная по проекту архитектора В.А. Покровского, эта церковь была разрушена в годы Второй мировой войны. В 1916 году Н.К. Рерих создаёт картину "Княжич Глеб", а в 1919-1920 годах, уже находясь далеко от родины, он пишет картины "Святые Борис и Глеб" (1919) и "Святой Глеб-хранитель" (1920). В годы Второй мировой войны художник вновь обращается к образам святых братьев и создаёт эскиз и два варианта картины "Борис и Глеб" (1942 и 1943).

Рерих Н.К. Не замай! / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.
В нашей изварской библиотеке была серия стареньких книжечек о том, как стала быть Земля Русская. От самых ранних лет, от начала грамоты полюбились эти рассказы. В них были затронуты интересные, трогательные темы. Про Святослава, про Изгоя Ростислава, про королевну Ингегерду, про Кукейнос - последний русский оплот против ливонских рыцарей. Было и про Ледовое Побоище, и про Ольгу с древлянами, и про Ярослава, и про Бориса и Глеба, про Святополка окаянного. Конечно, была и битва при Калке и пересказ "Слова о Полку Игореве", была и Куликовская битва, и Напутствие Сергия - Пересвет и Ослабя. Были и Минин с Пожарским, были и Петр, и Суворов, и Кутузов... Повести были собраны занимательно, но с верным изложением исторической правды. На обложке был русский богатырь, топором отбивающийся от целого кольца врагов. Все это запомнилось, и хотелось сказать, смотря на эту картину: "Не замай!".
Впоследствии, изучая летописи русские и знакомясь с древней литературой, которая вовсе не так мала, как иногда хотели злоумышленно представить, приходилось лишь уже более сознательно повторить тот же окрик - "Не замай!". Пройдя историю русскую до самых последних времен, можно было лишь еще более утвердиться в этом грозном предупреждении. Оно звучало особенно наряду с трогательными русскими желаниями помогать многим странам самоотверженно. И теперь то же самое утверждение встает ярко.

10 Июня 1940 г.
Гималаи


Рерих Н.К. Выставки / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.
Кончаю "Горыныч", "Грозный" и "Силы Небесные с нами ныне невидимо служат". Кончил "Огни победы". Начат "Александр Невский" - Победитель на поле битвы. Начаты "Борис и Глеб", поспешающие на помощь.
...Повсюду сочетались две темы - Русь и Гималаи.

30 Декабря 1941 г.


Рерих Н.К. Америка (02.03.1943) / Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1996.
Даже в дни Армагеддона будем помнить о лучшем будущем. Думы претворятся в явь. Теперь же будем все особенно зорки. Станем на бессменном дозоре!

2 марта 1943 г.

Рерих Н.К. Живем / Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1996.
Спрашиваете, как живем? Трудимся и трудимся. С перерывами от утра до вечера. (...)
Я - за картинами и писаниями. И такие дни коротенькие! Не успеешь оглянуться, а уже обед, а там и до вечера недалеко.
Подышать воздухом не всегда удается, разве ненадолго. (...)
Иногда приедут гости из дальних индийских городов. Удивляются: как же вы так и живете? А потом и завидуют, когда вернутся в свою городскую пыльную сутолоку. Им диво, что, кроме Святослава, мы совсем редко выезжаем. Елена Ивановна живет здесь более двенадцати лет. Только три лета выезжала в горы - в Лахуль, в тибетскую природу. Юрий и я с 1937 года не спускались в индийские равнины. А времени все не хватает. (...)
Холст кончается. Бумага кончается. С красками плохо. Вот наш драгоценный кобальт совсем на исходе. Оранжевый кадмий уже давно кончился, да и многое другое почти иссякло. Утешают, что цены пищевые упадут, а они все вверх лезут. А восходы и закаты утешают. Звезды-то, звезды!
На снегах, на ледниках солнце сверкает, не признает никакого Армагеддона. Пока наши высоты - одно из самых мирных мест мира.
Так вот и живем. Вот "Святая ночь" ("С нами Силы Небесные") и "Борис и Глеб" останутся в Хайдерабаде. Еще Две русских картины будут в Индии и напомнят о великом народе русском - друге Индии. Кто мог думать, что русские темы затронут сердца дальней Индии?! А между тем и Три-вандрум, и Тери-Гархвал, и Аллахабад, и Индор уже имеют Русские памятки. Так вот и живем. Гремят славные русские победы.

20 марта 1944 г.

Рерих Н.К. Отвечаю / Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1996.
За это время много чего наработано и изучено. В Индии, кроме моих гималайских картин, останутся и русские картины: "Александр Невский", "Ярослав Мудрый", "Новая Земля", "И открываем", "Борис и Глеб", "Нередица", "Новгородцы". Пусть и такие вестники русской Культуры живут. Здесь так много друзей всего русского! Да и везде их много. Блистательными подвигами Русь со всеми народами Союза показала всему миру, на какие высокие достижения способен народ. Мы были рады, что удалось и в Красный Крест вложить нашу лепту. Кроме того, Вашингтонское Посольство переслало в ВОКС мой манускрипт "Слава" в пользу Красного Креста, но о дальнейшем ничего не знаю.

26 июля 1944 г.

Рерих Н.К. Русь (04.07.1945) / Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1996.
Русское Сердце, Русское Трудовое Сердце открыто в братском содружестве. Любились русские заветы: Подвиг, Содружество, Добротворчество . И вот Русский Народ начертал эти добрые основы на знамени своем. Народ Русский и все Народы Русские явили всему миру нерушимую любовь к Родине. Показали, как преодолеваются тяжкие препоны, как побеждает творческий труд.
Народы Союза весело перекликаются о новых трудовых победах, шлют признательность неутомимым народным вождям. А тот, кто знает значение благодарности, тот уже стучится в дверь светлого будущего. Русское Сердце - доброе. Поистине, силен магнит Подвига.
Недавно Качалов вдохновенно читал никитинскую "Русь", и вспомнились давние школьные годы, когда рвалось сердце послужить Руси. Иногда жаль, что "Александр Невский", "Ярослав" - в Индоре, а не в Москве. Почему "Новая Земля" (Новугородца) в Тери-Гарвал? Зачем "Борис и Глеб" - в Калифорнии, "Псковитянка" - в Буэнос-Айресе, "Сергий" - в Праге, "Земля Славянская" в Белграде, "Древняя Русь" - в Загребе, "Ростов Великий" - в Африке?.. Много где! Но ведь это все вестники, добрые гонцы. Так уж видно и повелось посылать "Гонцов". Не забыт и завет Толстого моему первому "Гонцу": "Пусть выше руль держит, тогда доплывет". Вот, как умели, так и держали весло во славу Родины. (...)
В дальних снежных Гималаях радуемся, что именно великая Русь победоносна и прежде всего мыслит о торжестве науки, о творчестве, - о связи общечеловеческо й. Велико светлое будущее!
4 июля 1945 г.

Учение Живой Этики. Озарение, ч. 3, гл. III, § 2.
Верно изображали подвижников плывущими - так волна мировой энергии несет ставших в её течение.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Powered by Phoca Gallery

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Арт сайты

Кто на сайте

Сейчас на сайте 140 гостей и пользователей

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Авторизация на сайте Арт-Рисунок!