+2#Описание картины: Четыре апостола (Альбрехт Дюрер) —
Музей Арт-Рисунок13.04.2012 12:05
Альбрехта Дюрера считают знаменитейшим и самым блестящим живописцем Германии. Воспитанный в мастерской серебряных дел мастера, он был не только удивительным художником и гравером, но и, подобно Микеланджело, занимался еще архитектурой, скульптурой, музыкой и словесностью.
Уже первая картина Дюрера «Орфей» принесла ему известность, а потом стала распространяться и его слава гравера. Знаменитый итальянский гравер Марк Антоний Раймонди, желая сделать себе богатство, принялся подделывать гравюры немецкого художника, даже стал ставить его монограмму. Узнав об этом, Дюрер предпринял путешествие из родного Нюрнберга в Венецию. По его жалобе венецианский сенат сжег все подделки Раймонди, а его самого заключили в тюрьму.
Около 1525 года Альбрехт Дюрер начал работать над последней своей картиной «Четыре апостола», на которой изобразил Иоанна, Петра, Марка и Павла и которая подводит итог всей его творческой деятельности, является своеобразным завещанием великого художника.
Картина эта написана на двух узких вертикальных досках, скрепленных между собой. Апостолы изображены в одном пространстве и композиционно тесно спаяны между собой. Никогда еще художественный стиль Дюрера не достигал такой отточенности, таких монументальных, исполненных величия и красоты форм, как в этом произведении.
Создавая своих апостолов, Дюрер стремился показать совершенные человеческие характеры и умы. Именно такие характеры выковывались в эпоху Реформации и Великой крестьянской войны в Германии - время, предназначенное не для слабых душ.
Осенью 1526 года Альбрехт Дюрер преподнес обе доски городскому совету Нюрнберга со словами: «Я никого не считаю более достойным сохранить на память мою картину, на которую я потратил больше труда, чем на какие-либо другие, нежели вашу мудрость».
Каллиграф И. Нейдерфер, друг и соратник Дюрера, писал, что в образах апостолов художник хотел изобразить четыре темперамента. Молодой и спокойный Иоанн персонифицирует темперамент сангвинический. Петр, старый и усталый, - флегматический. Свирепого вида, сверкающий белками глаз Марк - типичный холерик. Настороженный и злой Павел - меланхолик. Темпераменты подчинялись влиянию небесных светил и означали наклонность и способность человека к тем или иным занятиям.
На каждой из досок выдвинута на первый план и выделена цветом одна из фигур. На левой доске - Иоанн в зеленой одежде и красном плаще на желтой подкладке; на правой - Павел в плаще холодного бело-голубого оттенка. Они представляют самый счастливый темперамент - сангвинический и меланхолический, в глазах Дюрера и его современников, темпераменты гениальных людей. Апостол Петр, которого римские папы считали своим покровителем, отодвинут на картине на второй план.
Картина «Четыре апостола» по сей день вызывает споры среди искусствоведов. Неясно, является ли она фрагментом триптиха или самостоятельным, законченным произведением. Именно поэтому Шпрингер выдвинул гипотезу, что посередине должно быть Распятие. Однако тут возникает вот какое препятствие: на левой доске уже изображен апостол Иоанн, присутствие которого у креста по иконографии обязательно. Но на алтаре он не может быть изображен дважды. Если же предположить, что в центре должна быть Мадонна, то и эта гипотеза не может быть приемлемой в виду ясно выраженного протестантского духа «Четырех апостолов» и надписей под ними.
Картина не очень хорошо сохранилась, во многих местах видны следы поправок. Одну из них выполнил сам Дюрер еще во время работы над картиной. Сотрудник Мюнхенской пинакотеки Фолль указывал на очевидные значительные pentimenti, в результате которых, возможно, фигура Филиппа была превращена в Павла. На голове Павла, посередине лба апостола, идет линия, которая является границей первоначального варианта лба. Вся передняя часть лба и конец носа приписаны художником позднее. Таким образом, апостол Павел раньше стоял в профиль.
Под изображениями апостолов И. Нейдерфер начертал строки из евангелий апостолов, содержащие предостережения от соблазнительных слов лжепророков: высказывание апостола Петра, предостерегающее от «ложных пророков», которые «ради жадности будут к вам приступать с вымышленными словами; слова Иоанна о том же, цитаты из евангелий апостолов Павла и Марка еще конкретнее: «В последние времена наступят ужасные дни. Будут люди, которые опираются только на себя, жадные, гордые, надменные, нечестивые, родителям непослушные, неблагодарные, всем мешающие, насильники, нецеломудренные, недобрые, дикие, предатели, кощунственники, самодовольные».
Сам Дюрер так подписал картину: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения». Эти слова были как нельзя более актуальны, ведь годом ранее Нюрнберг официально принял Реформацию, и в его стенах стали проповедовать свои учения люди разных направлений новой веры. И именно подпись под картиной напоминает о верности слову и внутренней стойкости в тех случаях, когда лжепророки проповедуют социальный и религиозный радикализм, грозящий опрокинуть весь строй духовной и материальной культуры. Альбрехт Дюрер видит твердую основу только в Библии, на которую и следует опираться.
Курфюрст Максимилиан I, в чьи руки впоследствии попала картина «Четыре апостола», понял точный смысл надписи художника и велел отпилить ее.
+1#Описание картины «Четыре апостола» —
Альбрехт Дюрер21.01.2016 08:42
Описание картины Альбрехта Дюрера: Четыре апостола.
На картине «Четыре апостола» изображены апостолы-евангелисты. Слева направо стоят Иоанн, Петр, Марк и Павел, стоят очень тесно, на одном полу, представляя из себя единое целое. Единое как по композиции, так и по устремлениям. Однако, если сравнивать апостолов между собой, они абсолютно разные. Иоанн высокий, с высоким лбом — он уже начинает лысеть. В руках он держит книгу, что-то высматривает в ней с лицом напряженным и немного рассеянным. Он кажется некрасивым — так бывает с учеными, которые излишне увлечены чем-то. Он представляет характер сангвинический. Рядом с ним Петр, стоит, уткнувшись взглядом в пол. По преданию, Петр предал Христа, хоть и раскаялся в этом — в ночь заключения Христа Петра трижды спросили, знает ли он этого человека, и трижды Петр, прежде клявшийся ему в верности и бывший фанатичным в своей вере, ответил «Нет». В его позе видна тяжелая задумчивость, тихая угрюмость, словно угнетенный своей виной, он так и не смог до конца распроститься с ней. Он — флегматик. Рядом с ним Марк. Радостно оживленный, он смотрит на огромную книгу, которую держит Павел — скорее всего, Евангелие — и предвкушает предстоящую работу. Славить Господа, нести его слово по всей земле — Марку это представляется достойным приложения всех сил. Темпераметный, он словно с нетерпением ждет момента, когда же уже можно будет начать. Он — холерик. Павел, стоящий рядом с ним, спокойнее. Он держит на руках Евангелие, во второй руке у него палка, на которую он опирается. Он одет в белое и смотрит строго и серьезно, словно спрашивая у зрителя — чем же обернулся их великий поход? Послушали их люди? Уверовали в Бога? Он — меланхолик. При всей непохожести апостолов, при совершенно разных лицах, все они выглядят одинаково верующими и освещает их изнутри один и тот же свет. Тот свет, что сошел на них после вознесения Христа, и сделал их больше.
Комментарии
Уже первая картина Дюрера «Орфей» принесла ему известность, а потом стала распространятьс я и его слава гравера. Знаменитый итальянский гравер Марк Антоний Раймонди, желая сделать себе богатство, принялся подделывать гравюры немецкого художника, даже стал ставить его монограмму. Узнав об этом, Дюрер предпринял путешествие из родного Нюрнберга в Венецию. По его жалобе венецианский сенат сжег все подделки Раймонди, а его самого заключили в тюрьму.
Около 1525 года Альбрехт Дюрер начал работать над последней своей картиной «Четыре апостола», на которой изобразил Иоанна, Петра, Марка и Павла и которая подводит итог всей его творческой деятельности, является своеобразным завещанием великого художника.
Картина эта написана на двух узких вертикальных досках, скрепленных между собой. Апостолы изображены в одном пространстве и композиционно тесно спаяны между собой. Никогда еще художественный стиль Дюрера не достигал такой отточенности, таких монументальных, исполненных величия и красоты форм, как в этом произведении.
Создавая своих апостолов, Дюрер стремился показать совершенные человеческие характеры и умы. Именно такие характеры выковывались в эпоху Реформации и Великой крестьянской войны в Германии - время, предназначенное не для слабых душ.
Осенью 1526 года Альбрехт Дюрер преподнес обе доски городскому совету Нюрнберга со словами: «Я никого не считаю более достойным сохранить на память мою картину, на которую я потратил больше труда, чем на какие-либо другие, нежели вашу мудрость».
Каллиграф И. Нейдерфер, друг и соратник Дюрера, писал, что в образах апостолов художник хотел изобразить четыре темперамента. Молодой и спокойный Иоанн персонифицирует темперамент сангвинический. Петр, старый и усталый, - флегматический. Свирепого вида, сверкающий белками глаз Марк - типичный холерик. Настороженный и злой Павел - меланхолик. Темпераменты подчинялись влиянию небесных светил и означали наклонность и способность человека к тем или иным занятиям.
На каждой из досок выдвинута на первый план и выделена цветом одна из фигур. На левой доске - Иоанн в зеленой одежде и красном плаще на желтой подкладке; на правой - Павел в плаще холодного бело-голубого оттенка. Они представляют самый счастливый темперамент - сангвинический и меланхолический , в глазах Дюрера и его современников, темпераменты гениальных людей. Апостол Петр, которого римские папы считали своим покровителем, отодвинут на картине на второй план.
Картина «Четыре апостола» по сей день вызывает споры среди искусствоведов. Неясно, является ли она фрагментом триптиха или самостоятельным , законченным произведением. Именно поэтому Шпрингер выдвинул гипотезу, что посередине должно быть Распятие. Однако тут возникает вот какое препятствие: на левой доске уже изображен апостол Иоанн, присутствие которого у креста по иконографии обязательно. Но на алтаре он не может быть изображен дважды. Если же предположить, что в центре должна быть Мадонна, то и эта гипотеза не может быть приемлемой в виду ясно выраженного протестантского духа «Четырех апостолов» и надписей под ними.
Картина не очень хорошо сохранилась, во многих местах видны следы поправок. Одну из них выполнил сам Дюрер еще во время работы над картиной. Сотрудник Мюнхенской пинакотеки Фолль указывал на очевидные значительные pentimenti, в результате которых, возможно, фигура Филиппа была превращена в Павла. На голове Павла, посередине лба апостола, идет линия, которая является границей первоначального варианта лба. Вся передняя часть лба и конец носа приписаны художником позднее. Таким образом, апостол Павел раньше стоял в профиль.
Под изображениями апостолов И. Нейдерфер начертал строки из евангелий апостолов, содержащие предостережения от соблазнительных слов лжепророков: высказывание апостола Петра, предостерегающе е от «ложных пророков», которые «ради жадности будут к вам приступать с вымышленными словами; слова Иоанна о том же, цитаты из евангелий апостолов Павла и Марка еще конкретнее: «В последние времена наступят ужасные дни. Будут люди, которые опираются только на себя, жадные, гордые, надменные, нечестивые, родителям непослушные, неблагодарные, всем мешающие, насильники, нецеломудренные , недобрые, дикие, предатели, кощунственники, самодовольные».
Сам Дюрер так подписал картину: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения». Эти слова были как нельзя более актуальны, ведь годом ранее Нюрнберг официально принял Реформацию, и в его стенах стали проповедовать свои учения люди разных направлений новой веры. И именно подпись под картиной напоминает о верности слову и внутренней стойкости в тех случаях, когда лжепророки проповедуют социальный и религиозный радикализм, грозящий опрокинуть весь строй духовной и материальной культуры. Альбрехт Дюрер видит твердую основу только в Библии, на которую и следует опираться.
Курфюрст Максимилиан I, в чьи руки впоследствии попала картина «Четыре апостола», понял точный смысл надписи художника и велел отпилить ее.
На картине «Четыре апостола» изображены апостолы-еванге листы. Слева направо стоят Иоанн, Петр, Марк и Павел, стоят очень тесно, на одном полу, представляя из себя единое целое. Единое как по композиции, так и по устремлениям. Однако, если сравнивать апостолов между собой, они абсолютно разные. Иоанн высокий, с высоким лбом — он уже начинает лысеть.
В руках он держит книгу, что-то высматривает в ней с лицом напряженным и немного рассеянным. Он кажется некрасивым — так бывает с учеными, которые излишне увлечены чем-то. Он представляет характер сангвинический. Рядом с ним Петр, стоит, уткнувшись взглядом в пол.
По преданию, Петр предал Христа, хоть и раскаялся в этом — в ночь заключения Христа Петра трижды спросили, знает ли он этого человека, и трижды Петр, прежде клявшийся ему в верности и бывший фанатичным в своей вере, ответил «Нет». В его позе видна тяжелая задумчивость, тихая угрюмость, словно угнетенный своей виной, он так и не смог до конца распроститься с ней. Он — флегматик. Рядом с ним Марк. Радостно оживленный, он смотрит на огромную книгу, которую держит Павел — скорее всего, Евангелие — и предвкушает предстоящую работу.
Славить Господа, нести его слово по всей земле — Марку это представляется достойным приложения всех сил. Темпераметный, он словно с нетерпением ждет момента, когда же уже можно будет начать. Он — холерик.
Павел, стоящий рядом с ним, спокойнее. Он держит на руках Евангелие, во второй руке у него палка, на которую он опирается. Он одет в белое и смотрит строго и серьезно, словно спрашивая у зрителя — чем же обернулся их великий поход? Послушали их люди? Уверовали в Бога? Он — меланхолик.
При всей непохожести апостолов, при совершенно разных лицах, все они выглядят одинаково верующими и освещает их изнутри один и тот же свет.
Тот свет, что сошел на них после вознесения Христа, и сделал их больше.