Арт-Рисунок

Георгиевская лента

Галерея изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура...

 
Вернуться в категорию
Спящая Венера - 1508-1510 *108 x 175 смХолстВозрождениеИталияДрезден. Картинная галереяНа картине был написанный Тицианом купидон, записанный в 18 веке
 
Спящая Венера —

1508-1510 *
108 x 175 см
Холст
Возрождение
Италия
Дрезден. Картинная галерея
На картине был написанный Тицианом купидон, записанный в 18 веке

Рейтинг: 5 / 1 голос  
  Пожалуйста, оцените это изображение

Комментарии  

+4 # Описание картины: Спящая Венера (Джорджоне)Музей Арт-Рисунок 13.04.2012 10:50
Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне. Не говоря уже о современниках художника, она поразила воображение Дюрера и Лукаса Кранаха Старшего, Пуссена и Веласкеса, Рембрандта и Рубенса, Энгра и Делакруа, Мане и Гогена. Между тем письменные свидетельства о ней крайне скудны, а сам Джорджоне не оставил никакого эпистолярного наследия и нигде не проронил о своих картинах ни слова. Да никого из представителей классического итальянского искусства время не заволокло туманом в такой степени, как Джорджоне. Современники считали его очень большим мастером, слава его сохранялась в веках, а между тем о его жизни мы знаем очень мало. Даже его картины, хранившиеся главным образом в частных собраниях венецианских патрициев, не признавались принадлежащими ему на основании документальных данных. Многие из них оставались почти совершенно неизвестными и с течением времени были настолько забыты, что долгое время приписывались другим мастерам. В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато. К тому же Джорджоне не подписывал свои произведения, и все это затрудняло изучение его творчества. Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем, жившим в первой половине XVI века, и творчество Джорджоне было как бы заново открыто.

Поэтической вершиной искусства Джорджоне стала «Спящая Венера» - единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. Она стала и своеобразным итогом размышлений Джорджоне о человеке и окружающем его мире, в ней нашла воплощение идея о свободном, ничем не омраченном существовании человека среди поэтической природы.

«Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах, такие, как пейзаж и второстепенные персонажи, заканчивали ученики - Тициан и Себастьяне дель Пьембо.

К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. Несмотря на светский характер, искусство этого времени еще сохранило в себе остатки наивного благочестия, и изображение обнаженного женского тела было очень редким. В конце XV века написал «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, его Венера - хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос - представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела.

Совсем иное представление о женской красоте - плоть от плоти прекрасной действительност и и в то же время возвышенной и целомудренной - раскрывается в картине Джорджоне. «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. От времени она сильно пострадала, и в местах выпадения краски ее покрывают более поздние записи. В XIX веке реставраторы почти заново переписали часть правой стороны, где у ног Венеры некогда был изображен маленький Купидон, впоследствии обнаруженный с помощью рентгеновских лучей.

Джорджоне представил Венеру - богиню любви и красоты - в облике прекрасной обнаженной женщины, спящей на лугу, поросшем скромными белыми цветами. Ее прекрасное тело поражает зрителя необычной красотой плавных линий. И в то же время Венера Джорджоне - это земная женщина, полная чувственной прелести и очарования. Никто в итальянской живописи до Джорджоне не передавал еще с такой осязательностью жизненную теплоту обнаженного тела, где совершенность форм, завершенность и чистота линий словно воплощают в себе закон абсолютной гармонии.

За богиней простирается столь любимый Джорджоне пейзаж венецианской провинции: вдали на пригорке видна маленькая деревушка, за ней зеленеет равнина с одиноким стройным деревцем, а на горизонте вырисовывается далекая цепь холмов с замком и синяя полоска озера. Плавные линии тела Венеры как бы находят отклик в окружающем ее пейзаже: уходят вдаль мягкие линии пологих холмов, лучи заходящего солнца окрашивают в золотистые тона замершее в неподвижности облако, и теплый солнечный свет как бы сгущается в золотисто-рыжих волосах Венеры. Во всех чертах ее нежного и задумчивого лица разлита тончайшая одухотворенность.

Обнаженные женские фигуры в пейзаже встречались в европейской живописи и гравюрах и раньше, но никогда они не изображались в состоянии сна. Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположени е души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. Нагота богинь у последователей и подражателей Джорджоне была оправдана ожиданием любовных утех, вакхическим опьянением, любованием собственной красотой во время туалета. Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне. У Джорджоне нагота выглядит как естественное состояние человека.

«Спящая Венера» Джорджоне - едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему. Венера спит, не ведая своей наготы, как не ведали о ней Адам и Ева до грехопадения, и потому нагота эта так прекрасна и безгрешна.

Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени. Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+1 # Описание картины «Спящая Венера»Джорджоне 20.01.2016 20:10
Описани е картины Джорджоне: Спящая Венера.

Эта картина была создана венецианским художником Джорджоне, который известен всему миру. Вскоре после начала работы над «Спящей Венеры» художник покинул этот свет. И получилось так, что картина осталась незаконченной. Известно, что Джорджоне самостоятельно удалось написать Венеру. А вот авторство скалы, которая расположена за женщиной, может и не принадлежать автору картины, который умер от чумы в 1510 году.
Закончена картины была не менее известным художником Тицианом. Последний отлично справился с пейзажем. Его руке приписывают написанное небо, одежду, на которой расположена Венера, и купидон, лежавший у ног женщины.
Специалистами неоднократно отмечалось, что отдельные места картины тоже могут не принадлежать Джорджоне и Тициану. Проанализировав некоторые данные, стало известно о третьем почерке на полотне.
Купидон, которого нарисовал Тициан, не сохранился. О его присутствии стало известно только после воздействия на картину инфракрасной съемкой. Это и дало возможность утверждать, что женщина является Венерой. Что касается первоначальной задумки художника, то она может отличаться от нынешней. Купидон ранее был вооружен стрелами в руке, что дало возможность предполагать об эротических символах картины.
Подобные мотивы данной картины встречаются в поэмах Рима. Там богиня любви, как правило, отдыхала, окружив себя путти. Купидон же был нужен, чтобы разбудить богиню. Тогда Венера спешила на создание новой семьи. Латинская поэзия имеет аналогичный сюжет. Если следовать этой версии, то, возможно, что Джорджоне писал картину по заказу Джероламо Марчелло, который женился на Морозине Пизани в 1507 году.
Существует версия, что при создании своей Венеры, художник вдохновился одной гравюрой Полифила. Кроме того, подобная поза была использована и Тицианом.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Powered by Phoca Gallery

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Арт сайты

Кто на сайте

Сейчас на сайте 334 гостя и пользователей

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Авторизация на сайте Арт-Рисунок!