Пабло Пикассо приехал в Зимний дворец
- 23 июня 2010
- Просмотров: 32917
Выставка Пабло Пикассо открылась в Эрмитаже 19 июня и будет работать до 5 сентября, центральное событие Года культурного обмена между Россией и Францией. В парадных залах Зимнего дворца вольготно расположились 85 картин, 30 скульптур и полторы сотни графических произведений и фотографий, представляющих самые разные периоды и грани творчества одного из главных художников ХХ века.
У этой выставки нет названия, так как фактически в Эрмитаж переместилась на время постоянная экспозиция Национального музея Пикассо в Париже, который сейчас находится на реконструкции. Восточная галерея, Фельдмаршальский зал, Гербовый и Пикетный залы впервые за много лет стали местом проведения временной выставки. Да еще какой – живопись и скульптура Пикассо, столпа европейского модернизма и неутомимого революционера от искусства, выглядят среди золоченых колонн и портретов фельдмаршалов иронично и чуть ли не вызывающе. Однако именно сопоставление роскошной отделки царского дворца и вызывающих благоговейный трепет картин старых мастеров с лучшими образцами искусства ХХ века позволяет отчетливее ощутить не только контраст между ними, но и диалог. Конечно, сравнение Пикассо с испанскими живописцами XVI-XVII веков и галереей французского искусства, а также античными залами сегодня не вызывает неприятия, но вот видеть кубистские эксперименты и работы в «негритянском» стиле там, где обычно висят портреты династии Романовых, или разнообразно вывернутые бронзовые головы – под люстрами с гербами российских провинций по меньшей мере непривычно. Впрочем, Пикассо прекрасно выдерживает такое соседство.
Ретроспектива собрала разноплановые вещи, и самые ранние перекликаются с собранием Эрмитажа и московского ГМИИ имени Пушкина: «голубой» период представлен типичными для этих лет портретами-образами одиночества – таковы эрмитажный «Портрет Солера» (1903) и одна из лучших картин на выставке, «Селестина (Женщина с бельмом)» (1904). В «розовый» период появляются изображения детей, и о московской «Девочке на шаре» (1905) напоминает полотно «Два брата» (1906); ещё интереснее взглянуть на «Автопортрет» (1906), на котором Пикассо придал своему облику побольше «французскости». «Синтетический» период так же изобилует коллажами, рельефами и конструкциями, как и в постоянной экспозиции, только они гораздо смелее. А дальше начинается Пикассо, почти не известный в России. Портреты участников «дягилевских сезонов», в том числе будущей жены художника Ольги Хохловой, изысканные и полные грусти портреты неоклассического «энгровского» периода, веселые пляжные сцены, где сюрреалистические метаморфозы голых тел не оставляют и следа эротики. А затем десятки картин со знаменитыми совмещениями разных пространственных планов, один из лучших офортов Пикассо «Минотавромахия» (1935), полотно «Война в Корее» (1951), отсылающее к «Расстрелу 1808 года» Франсиско Гойи и собственной «Гернике» 1937 года. Путешествие по творческой биографии Пикассо завораживает: он постоянно меняет правила живописи, разрушает и собирает в целое, заимствует у коллег то интерес к примитиву и Востоку (Поль Гоген), то буквы по трафарету (Жорж Брак), то подпорки к фигурам (Сальвадор Дали), но неизменно находит свою форму и воплощение этим находкам. В свою очередь, на его искусство опирались художники русского авангарда, абстрактные экспрессионисты, нонконформисты, постмодернисты – подобно Пикассо, весь художественный ХХ век считал, что надо не искать, а находить, находить и немедленно присваивать. «Фонтанка.ру»