Георгиевская лента

 
Вернуться в категорию
Прогулка заключенных. 1890 - 80 x 64 см. Холст, масло. Постимпрессионизм. Нидерланды и Франция. Москва. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
 
Прогулка заключенных. 1890 —

80 x 64 см.
Холст, масло.
Постимпрессионизм.
Нидерланды и Франция.
Москва. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Рейтинг: 5 / 1 голос  
  Пожалуйста, оцените это изображение

Комментарии  

+1 # Описание картины: Прогулка заключенных (Винсент ван Гог)Музей Арт-Рисунок 13.04.2012 14:13
Год 1889-й начинался для Ван Гога печально. Еще в конце декабря 1888 года он пережил первый приступ душевной болезни, и, хотя вскоре сознание вернулось к нему, припадки стали повторяться. Это заставило художника добровольно отправиться в психиатрическую лечебницу Святого Павла, которая располагалась в бывшем августинском монастыре Сен-Реми неподалеку от Арля.

Сопровождаемый аббатом Саллем, Ван Гог прибыл в Сен-Реми в мае 1889 года. Директор больницы предоставил ему отдельную комнату, окно которой выходило на поля, замыкающиеся грядой Малых Альп. Смотреть на мир художнику приходилось сквозь зарешеченное окно, откуда он видел один и тот же пейзаж: обнесенное стеной пшеничное поле, за ним редко разбросанные среди холмов домики, окруженные кипарисами и оливковыми рощицами. По утрам было видно, как над горными отрогами встает солнце. В распоряжении Ван Гога был запущенный сад больницы с высокими соснами и кедрами, цветочными клумбами, фонтаном, каменными скамьями. Ему не всегда разрешали выходить и работать за пределами больницы, а если и разрешали, то обязательно в сопровождении надзирателя и на недалекое расстояние. Это было совсем не похоже на привольную жизнь в Арле, когда художник свободно бродил и разъезжал по окрестностям, отыскивая новые мотивы для своих произведений.

В сложившихся обстоятельствах Ван Гог даже был рад уединению и одиночеству в лечебнице, где ничто не мешало ему целиком отдаться живописи. Только это поддерживало его связь с жизнью, свои главные упования художник возлагает именно на нее, с ее помощью надеялся изжить «страх перед жизнью», оставшийся после первого приступа болезни, тем более что уже через месяц жизни и работы в Сен-Реми его «отвращение к жизни несколько смягчилось».

Ван Гог много и лихорадочно работает, и что ни картина - то шедевр. Однако заметно, что мир на его полотнах покачнулся и пришел в движение. Золотые хлебные поля, оливковые рощи, повозки, виноградники, крестьянские хижины, проселочные дороги как будто медленно и нехотя уплывали в какую-то лишь одному ему ведомую даль. Кажется, что художник хочет показать, как все сильнее и быстрее раскручивается вселенский смерч, который скоро унесет от него эти до слез любимые им пейзажи...

В конце жизни художник обращается к интерьерам. Изображение внутреннего пространства госпиталя хорошо знакомо зрителям по таким картинам, как «Вестибюль в Сен-Реми», «Арльский госпиталь», «Коридор в Сен-Реми» и знаменитое «Ночное кафе». Уже эти полотна были насыщены предчувствием ужаса перед надвигающимся безумием и приближающейся смертью и вместе с тем наполнены поисками выхода, попыткой уйти, вырваться из ставшего невыносимым «дома жизни». Так возникает в творчестве Ван Гога тема «дома, ставшего гробом», «дома» - как пути в смерть, противопоставле нного дому-храму и оплоту жизни, который встречается в других его картинах.

В 1880-е годы подчеркиваемая Ван Гогом форма дома-гроба имеет прямые аналогии с фольклорными текстами и даже с многочисленными иносказательным и названиями «гроба»: «дом, домовина, вечный дом». В некоторых языковых традициях глагол «умирать» переводится как «ехать домой», завершив свой «жизненный путь». В эти годы художественная выразительность Ван Гога достигла болезненной остроты, и его полотна обретают некую неистовость, сочетающуюся с трагической безысходностью.

В этом плане особенно важна картина «Прогулка заключенных», картина-вариаци я на тему «мертвого дома» - одно из самых личных и вместе с тем самых общечеловечески х по содержанию произведений, в котором художник стремился показать последний круг ада, где все уже погублено, раздавлено и сведено к тоскливому автоматизму. Будучи уже в Сен-Реми, Ван Гог просил брата Тео прислать ему гравюру «Каторга» Регаме, но, видимо, Тео не смог достать ее, и взамен Ван Гог скопировал гравюру «Острог» Гюстава Доре, которую тот сделал для иллюстрации книги Б. Жерральда «Лондон». На гравюре Доре изображен шестиугольный двор Нью-Гейтской тюрьмы, в котором происходит так называемый «парад заключенных», когда преступников много раз проводят перед сыщиками, чтобы те могли хорошо запомнить их лица. Две птицы, парящие в верхней части гравюры, на границе света и тени, призваны подчеркнуть высоту тюремных стен. С некоторым преувеличением Доре изображает самих заключенных: это весьма живописные типы злодеев с утрированно упругой походкой, вызывающим поведением, и в связи с этим на его гравюре важную роль приобретает поединок взглядов между стражей и узниками. Иллюстраторские задачи заставили Доре специально рассматривать тех и других вместе, как две разные группы «тюремных типов».

Ван Гог всегда любил творчество Доре и серию эту хорошо знал. Его картина «Прогулка заключенных» почти буквально воспроизводит композицию Доре, правда, это «почти» сделано «чуть-чуть иначе», и это «чуть-чуть» превращает гравюру в художественную картину. На полотне Ван Гога зритель видит совсем иное действие, которое у него происходит в прямоугольном, даже трапециевидном, дворе. Задняя стена этого двора стала гораздо уже, чем у Доре, так что боковые стены стиснули человеческий круг. На дне этого каменного колодца бессмысленно и безвольно, как заведенные механизмы, бредут по замкнутому кругу люди. Их взбудораженные тени в беспорядке ложатся на плиты двора, и от этих теней камни словно начинают шевелиться, а окна, как живые, тупо взирают со стен.

У Доре каменные плиты пола и кирпичи стен вычерчены как по линейке; у Ван Гога геометричность исключена полностью. Штриховые мазки у него разнонаправлены , плиты каменного мешка даны разной величины, так что ощущается даже истоптанность, истертость, промятость и сырость пола, шероховатость кладки стен.

На гравюре Доре цвет отсутствует. В картине Ван Гога для глубокой мрачной тени на дне каменного колодца найдены холодные, синевато-зелены й, болотно-илистый , зелено-мыльный цвета - подлинные цвета безысходной тоски. Они зловеще густеют внизу и бледнеют наверху, на осклизлых кирпичных стенах, оттенясь бледно-ржавыми, рыжими и красноватыми пятнами. Солнечный свет не достает земли, лишь слегка золотит тюремные стены, а внизу все погружено в сине-зеленый мрак. В этом каменном мешке нет ни клочка земли, ни травинки, в нем не отражается ни один кусочек неба... Цветовая гамма полотна, несмотря на всю ее сдержанность и приглушенность, разработана Ван Гогом с большим разнообразием оттенков, противопоставле нием и сближением тонов. Поэтому его «Прогулка заключенных» нисколько не напоминает раскрашенную гравюру, в картине доминирует живописное начало, как будто вся сцена изначально была увидена художником в живописном ключе.

Странность, фантасмагорично сть, роковая значительность этого абсолютно реального эпизода раскрыты Ван Гогом не только средствами освещения и колорита, выдержанного в голубоватых сумрачных тонах, но и при помощи техники раздельного мазка, которая всему полотну придает своеобразную «полосатость».

«Прогулка заключенных» Ван Гога - одна из самых мрачных картин о том, что нет выхода из тупика, где жизнь подобна замкнутому кругу. Художник сделал свою картину исповедальным произведением. Известно, например, что центральный персонаж наделен автопортретными чертами. В письмах из Сен-Реми, хотя он отправился туда добровольно и был поражен необыкновенной заботой обитателей лечебницы друг о друге, Ван Гог часто называл себя узником и писал, что «заточение раздавило его». Это настроение отражено и в картине, хотя ее и не следует целиком связывать только с личным заточением Ван Гога.

В правой части «Прогулки заключенных» изображен целый ряд обращенных к зрителю лиц, каждое из которых написано лишь несколькими мазками. Печально, даже как-то удивленно наклонил голову белокурый юноша; рядом с ним соседствует отвратительная, звероподобная физиономия человека, шествующего прямо на зрителя. Наклоненные головы, согнутые спины, тяжелые шаги... Движение их то нарастает, то замирает, но никогда не прекращается. За фигурами людей по земле скользят их тени - зыбкие, колеблющиеся, но неутомимо последовательны е, подобные спицам вращающегося колеса.

Ощущение безысходности кругового движения заключенных, не зависимого от их собственной воли, усиливается активной ролью «среды». В картине не только утрирована перспектива, здесь изгибаются даже очертания каменных плит, которыми вымощен двор тюрьмы; окна (особенно второе справа) вопреки всякой перспективе разворачиваются в сторону зрителя; тюремные стены словно дышат и в верхней части картины обретают самые неожиданные краски: глухие тона охры, нежный лимонно-желтова тый, розовый, салатовый, сапфировый...

Среди фигур узников наиболее индивидуализиро вана центральная фигура на первом плане. Этот арестант не смотрит в затылок впереди идущему, а слегка отвернул голову в сторону. Он без шапки, у него рыжеватые волосы, бездействующие руки его тяжело повисли вдоль тела, походка волочащаяся... Придав этому персонажу автопортретные черты, Ван Гог сделал это откровеннее, чем в других своих картинах, в которых сходство одинокого путника с художником дается отчасти лишь намеком. В «Прогулке заключенных» - это он, сам художник, лишенный свободы, творчества, обреченный на бездействие.

В центральном образе воплощены и представления Ван Гога о месте художника в современном ему обществе, которые владели им еще и до написания «Прогулки заключенных». В письме к Э. Бернару летом 1888 года он пишет из Арля: «До чего же убога наша собственная подлинная жизнь, жизнь художников, влачащих жалкое существование под изнурительным бременем трудового ремесла...» Как отмечает М.Д. Высоцкая, круговое движение жизни, замкнутой в каменном мешке и не освещаемой сияющим диском солнца, нарушено лишь одной слабой и трогательной попыткой побега - полетом двух порхающих бабочек. «Прогулка заключенных» и ее образно-смыслов ая схема столь проста и одновременно информативна, что одним из многочисленных вариантов их интерпретации может стать буддийский образ жизни-ловушки, бесконечный путь мучительных перевоплощений на пути к нирване. В отрывках из писем Ван Гога, как и в самом полотне, одной из самых экзистенциалист ских работ художника, как раз и можно найти томительное разделение мира на «здесь» (внизу, на нашей планете) и «там» - вверху, где порхают бабочки.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+1 # Описание картины «Прогулка заключенных»Ван Гог Винсент 22.12.2015 09:16
Опи сание картины Винсента Виллема Ван Гога: Прогулка заключенных.


Картина написана художником маслом на холсте. Очень глубокое, отражающее всю трагичность жизни самого автора полотно. Суть изображения сводится к фигурам заключенных, которые бродят по кругу, осуществляя дневную прогулку. Она проходит под зорким и неусыпным надзором, что еще больше усугубляет и без того печальное положение этих людей.
Все фигуры изображены одинаковыми, меняется только положение рук и поворот силуэта. И только один персонаж выделяется среди всех. Он изображен в центре картины. На его лице читается тоска и безысходность, отчаяние от невозможности пересилить судьбу. В этом образе угадываются черты автора. Ведь 1890 год — это то время, когда Ван Гог проходил лечение в психиатрической клинике, что не могло не наложить отпечаток на его творения.
Место, в котором совершается прогулка заключенных, напоминает большую мрачную каменную коробку с окнами. Высокие стены и пол выложены кирпичом, все кругом холодное, каменное, бездушное. Художник не показывает ни малейшего кусочка неба, что подчеркивает тяжесть положения изображенных людей.
Цветовая гамма картины представляет собой сочетание синих, зеленых, оранжевых и фиолетовых оттенков. Казалось бы, она должна быть яркой и красочной, однако все совсем наоборот. Ван Гог сумел передать такими яркими цветами холод и отчужденность, затворничество и безысходность, трагизм людских судеб.
Глядя на изображенный пейзаж, сердце просто замирает от жалости к автору, к заключенным и вообще ко всем людям, потерявшим себя, сломленным, не способным пойти против воли судьбы и исправить свое положение. Поэтому общее впечатление от картины, безусловно, тягостное. Она заставляет задуматься о трагизме человеческих жизней, о цикличности мироздания, о сущности бытия. Дает почувствовать беды других людей, их горести и страдания.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Powered by Phoca Gallery

Кто на сайте

Сейчас на сайте 312 гостей и пользователей